Тульская историческая весна - 2022

115 что повлекло за собой распространение рождения детей вне брака. Следствием стало то, что после окончания ВОВ, дети, у которых в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоял прочерк, не могли рассчитывать на отцовское имя, пенсии и права на законное происхождение. Общество нередко относилось с порица- нием, как к таким детям, так и к их матерям. Последствием становились нередкие случаи нервно-психических заболеваний у детей и подростков, алкоголизм, пре- ступность и т. д. [2, 684]. Во-вторых, в результате немецких бомбардировок и эвакуации многие со- ветские граждане лишились своих жилищ. Более того, многие вернувшимся с войны просто не могли работать из-за полученной инвалидности. Кроме того, появилась и особая прослойка «профессиональных нищих», для которых попро- шайничество становилось своего рода «работой» [4, 107]. В деревнях и селах ситуация обстояла не лучше: жители получали мизерную оплату за свой труд, иногда даже ниже, чем в годы войны. В 1946 г. в среднем по РСФСР колхозникам на трудодень было выдано 0,5 кг зерна и 61 коп. деньгами, в 1948 г. – 0,9 кг зерна и 69 коп. [8, 91]. При этом система государственного пен- сионного обеспечения колхозников в те годы отсутствовала. Поэтому частым яв- лением в послевоенной деревне был голод [9, 93–95]. Если же в семье были дети или старики, то попрошайничество становилось в каком-то степени необходимо- стью. Однако к началу 1950-х гг. ситуация в стране заметно улучшалась. Госу- дарство старалось принимать активные меры по улучшению ситуации в сель- ском хозяйстве, заметно увеличилась заработная плата занятых в отрасли рабо- чих и служащих. В Чкаловской области, например, она возросла с 229 руб. в 1945 г. до 453 руб. в 1950 г. [10, 224]. В этой ситуации у государства появилась возможность заняться решением проблемы нищенства и бродяжни- чества в стране. Прежде всего этого проявилось в законодательной сфере. Вплоть до 1951 г. в стране отсутствовали специальные нормативно-правовые акты, регулиро- вали связанные с нищими и бродягами вопросы. Например, сотрудники милиции не имели законных оснований для задержания на улицах попрошаек. Однако 23 июля 1951 г. по этому вопросу был принят Указ Президиума Верховного Со- вета СССР [12]. В соответствии с ним трудоспособные, но злостно уклоняющи- еся от трудовой деятельности граждане, при задержании за попрошайничество подлежали отправке на спецпоселение в отдаленные районы Советского Союза сроком на пять лет с обязательным привлечением их к трудовой деятельности по месту поселения. В данном решении советского государства следует отметить наличие опре- деленного противоречия. С одной стороны, власть пыталась ликвидировать такие общественные явления, как нищенство и бродяжничество. С другой, часть населения просто оказывалась «за бортом жизни». Принимаемые нормативно- правовые акты были направлены не на улучшение социально-экономические условия жизни этих людей, а на их принудительную изоляцию. Тот факт, что отправить всех бродяг на спецпоселения – это не выход, констатировалось и в докладе МВД СССР в Президиум ЦК КПСС. В нем, в частности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=