Тульская историческая весна - 2022

107 содержится информация об освоении Сибири в XVII в. [5, с. 91]. В учебнике за 8 класс содержится небольшое количество материала о народах Сибири. От- мечается религиозная политика Екатерины II, в результате которой распростра- нялось православие среди народов Сибири [7, с. 34]. Присутствует материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся, который посвя- щен народам России в XVIII в. [7, с. 103–104]. В учебнике за 9 класс отражается национальная политика правителей XIX в. Политика Александра I по отноше- нию к Сибири идёт как материал для самостоятельной работы и проектной дея- тельности учащихся. Авторы отмечают рост численности населения, дают ин- формацию о том, что все нерусские народы Сибири назывались инородцами [8, с. 47]. В 1822 г. для того, чтобы упорядочить управление инородцами был принят Устав об управлении инородцев: он делил коренные народы на три группы – бродячие, кочевые и оседлые [8, с. 48]. О национальной политике Ни- колая I и Александра II в Сибири не упоминается. Национально-религиозная по- литика Александра III проявлялась в христианизации, которая носила просвети- тельский характер. В Сибири открывались школы, в которых готовили помощ- ников миссионеров, церковных служащих и переводчиков [9, с. 29]. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что в учебниках издательства «Про- свещение» содержится информация о народах Сибири, однако она в основном подаётся в виде материала для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся, что является главным недостатком. Линия учебников издательства «Дрофа» для 6–10 классов общеобразова- тельных учреждений так же была утверждена Министерством образования и науки РФ 15 мая 2015 г. Впервые народы Сибири упоминаются в учебнике 6 класса в контексте их завоевания монголами [10, с. 128]. В следующий раз о Сибири говорится в учебнике 7 класса в ходе ее присоединения Ермаком, в конце XVI в. Западная Сибирь вошла в состав Русского государства [11, с. 44– 46]. Присутствует информация о «мягком золоте» Сибири, которое значительно пополняло царскую казну в XVII в. [11, с. 113]. Также в учебнике 7 класса име- ется целый параграф, посвященный освоению Сибири и Дальнего Востока, в ко- тором есть информация о численности населения, о народах, их уровне жизни и занятиях [11, с. 199–201]. В учебнике 8 класса информация о народах Сибири отсутствует. В 9 классе лишь перечислены народы, проживающие в конце XIX в. в Сибири: якуты, буряты, чукчи, эвенки, эскимосы и другие [13, с. 268]. В учебнике 10 класса Сибирь упоминается только в ходе политики раскулачива- ния: «По данным ОГПУ, к январю 1932 г. в Сибири и на Севере насчитывалось 1,4 млн спецпереселенцев» [14, с. 103]. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в учебниках по истории России издательства «Дрофа» содержится не- значительный и несистематизированный материал о народах Сибири. Линия учебников издательства «Русское слово» 6–9 классов была выпущена в 2015 г. Впервые Сибирь упоминается в учебнике 6 класса в качестве террито- рии, которая находилась под властью Орды [15, с. 153]. После распада Орды между сибирскими реками Тобол и Иртыш образовалось Сибирское ханство,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=