Тульская историческая весна - 2022

106 о политических событиях (реформах, революциях, войнах), процессах соци- ально-экономического развития страны в целом приводит к тому, что на темы, связанные с изучением культуры и религии народов России, отводится неболь- шое количество учебного времени. Между тем, согласно последней переписи населения, нашу страну населяют более 190 народов. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что важно воспитывать у учащихся уважение ко всем народам и этническим группам, проживающим на территории нашего государства. Об этом говорится во многих документах, связанных с организацией учебного процесса в школе, но при этом на практике это практически не реализовывается. Например, в ФГОС отмечена необходимость изучения региональной истории параллельно с макроисторией России, а в школьных учебниках это реализуется плохо. Имперское измерение российской истории неразрывно связано с многооб- разием ее населения, со сложными системами отношений между центром и раз- личными окраинами [1, с. 5]. Само собой, история реформ, внешней политики, экономическое и социальное развитие являются важной частью истории импе- рии. Однако, очень важно, чтобы при освещении этих вопросов обращалось вни- мание на фактор неоднородности империи [1, с. 6]. В данной статье хотелось бы проанализировать учебники для школьников и выявить в них информацию об одном из регионов России – Сибири. Чтобы рассмотреть проблему были изучены и проанализированы три линии учебников по истории России с 6-го по 11-й классы издательств «Просвещение», «Дрофа» (Российский учебник) и «Русское слово», которые в 2015 г. успешно прошли дополнительную экспертизу Российского исторического общества. Линия УМК под редакцией А. В. Торкунова (6–10 класс) была утверждена Министерством образования и науки РФ 15 мая 2015 г. В ней значительное вни- мание уделено истории народов, вопросам их духовной жизни, культуры и быта. Так, уже во введении к первой части учебника 6-го класса говорится о племенах иранской, тюркской языковых групп, обитавших в Сибири [2, с. 6]. А во второй части отмечается возникновение в конце XV в. Сибирского ханства в результате распада Золотой Орды. На территории этого ханства проживали различные народы: сибирские татары, ханты, манси, зауральские башкиры; все, кроме пер- вых, должны были выплачивать хану ясак [3, с. 80]. В первой части учебника 7 класса есть материал для самостоятельной и проектной деятельности уча- щихся, в котором говорится о Сибирском ханстве XV в. [4, с. 56]. В тексте учеб- ника отмечено, как происходило управление ханством, говорится об организа- ции вооружения и основных занятиях сибирских татар [4, с. 56]. Помимо этого, в учебнике отмечено, что к концу XVI в. финно-угорские народы, которые про- живали на территориях Восточно-Европейской равнины, Урала и Сибири, были присоединены к Российскому государству [4, с. 76]. О народах Сибири конца XVII в. информация содержится во второй части учебника 7 класса как материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. Здесь гово- рится о численности населения, о народах, проживающих на территории Сибири, а также об их занятиях и условиях жизни [5, с. 84–85]. Помимо этого, в учебнике

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=