Тульская историческая весна - 2022

103 расстреливая даже тех корейцев, которых удаётся захватить на пути в наши вла- дения» (там же. С. 106). Н. М. Пржевальским описаны хозяйство, быт и культура иммигрантов. Так, достаточно подробно охарактеризовано земледелие. «Все полевые работы про- изводятся на коровах и быках; но плуги весьма дурного устройства, так что ра- бота ими тяжела как для скотины, так и для человека. Из хлебов корейцы более всего засевают просо (буды), которое составляет для них, так же, как и для ки- тайцев, главную пищу, потом бобы, фасоль и ячмень». Ученый указывает на сельхозорудия: «Хлеб свой корейцы жнут небольшими серпами, вроде нашей косы, и затем связывают в снопы, которые молотят колотушками на особых то- ках, находящихся возле фанз». Автор замечает: «Табак после сбора вешают под навес для просушки; курят все, даже женщины. Для обработки конопли они сна- чала варят самый стебель часа два в горячей воде, а потом уже руками обдирают волокно. Кроме того, корейцы, так же, как и китайцы, приготовляют для себя масло из семян кунжута» (там же. С. 107). Н. М. Пржевальский пишет и про то, как велось скотоводство корейцами, обращая внимание на особенность: «Коров своих они никогда не доят и, так же как китайцы, вовсе не употребляют мо- лока» (там же. С. 107–108). Привлекает внимание описание характера корейцев, которые, очень трудо- любивы и чистоплотны, о чём указывает даже их белое одеяние (там же. С. 108). Подробно описаны одежда корейцев, их состояние волос и в том числе при- чёски. В целом, внешнему виду корейцев Пржевальский уделяет особое внима- ние, давая подробные описания вплоть до того, как выглядят люди данного народа: «Лица корейцев по большой части круглые, в особенности у женщин, но притом белые, и все они решительно, как мужчины, так и женщины, брю- неты…Роста мужчины большей частью среднего; женщины же несколько меньше» (там же. С. 108). Николаем Михайловичем описывает устройство деревень: «Корейские де- ревни состоят из фанз, расположенных на расстоянии 100–300 шагов одна от другой. Своим наружным видом и внутренним устройством эти фанзы ничем не отличаются от китайских…В Корее каждый город и деревня имеют школу» (там же. С. 107, 109). Дано описание религии и связанные с ней обычаи: «Собственно в Корее две религии: буддийская и религия духов, состоящая в поклонении раз- ным божествам и гениям. Служителями (шаманами) этой религии могут быть не только мужчины, но и женщины, последние даже в особенности… Замечательно, что у корейцев сохранились предания, как бы заимствованные из Ветхого завета, например, о потопе, Моисее и т. д.» (там же. С. 110). Обращено внимание на ха- рактер: «Вообще услужливость, вежливость и трудолюбие составляют, сколько я мог заметить, отличительную черту характера корейцев» (там же. С. 110–119). Говоря о данном труде как об источнике, можно сделать выводы, что он имеет особое значение, во-первых, в качестве источника по корейской колониза- ции. Несмотря на то, что в работе описывается местоположение лишь некоторых селений, однако уже это даёт информацию для изучения данного процесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=