Тульская историческая весна - 2021
79 полняющий свои обязанности священника «под Сборною колокольнею» (Панов Г. И. Открытие единоверческой церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 247), а с 1898 г. он стал исполнять обязанности миссионера [4, с. 89]. Доментий приехал в Тулу из Самарской губернии, где ранее уже был священником вплоть до отстранения от должности 5 июля 1893 за ряд грубых нарушений, в том числе «повенчанье в корыстных целях многих чужеприходных храмов лиц православного испове- дания» (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 7507. Л. 6об.), из-за чего за ним в Туле был установлен особый контроль (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 11. Д. 2802. Л. 6об.), а его сыну было затруднительно получить должность псаломщика в тульском единоверче- ском приходе (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 11. Д. 2802. Л. 6–9). Перед отцом Доментием стояла задача присоединить как можно больше ста- рообрядцев к синодальному православию – единоверию, на первых порах своего священства «он присоединил к православию в течение двух недель до 20 чело- век, так что с прежде бывшими единоверцами мужеская и женского пола всех единоверцев в Туле теперь до 40 человек» (Панов Г. И. Открытие единоверче- ской церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 248). Несмотря на усилия Холопова, эта религиозная группа всё равно оставалась малочисленной (Панов Г. И. Откры- тие единоверческой церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 247). Протоирей Панов Г. отмечал, что остальные старообрядцы в Туле относились к единоверию кране негативно (Панов Г.И. Открытие единоверческой церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 249), что и сказывалось на медленный прирост последователей единой веры. Таким образом, можно прийти к ряду выводов. Во-первых, старообрядчество в локальной церковной публицистике воспринимается неоднозначно: представи- телям «господствующей» церкви приходилось всё время лавировать в плоскости защиты-нападение на единоверие. Основной же задачей публицистов было от- стаивание идеи сохранения текущего положения единоверцев и убеждения «про- тивников» единоверия в его необходимости. Во-вторых, в Тульской губернии единоверие возникло в городе Белеве в начале XIX века, однако развитие это религиозное движение не получило. В самой же Туле единоверчество активизи- руется в 90-ые годы XIX века в связи с желанием открытия своей церкви, однако процедура сначала подготовки, а потом строительства затянулась и завершилась, когда единоверие уже не могло представлять прежнего интереса для староверов, т. к. в 1913 г. они уже свободно могли исповедовать свои взгляды. То есть единове- рие как инструмент борьбы с старообрядчеством не был успешно реализован. Так или иначе тему исследования тульского единоверия нельзя считать завершенной, автором была лишь затронута данная проблематика. Вопросы о связи единоверия и миссионерской деятельности, на наш взгляд, требуют от- дельного исследования; вопрос о численности единоверцев, мы считаем, не мо- жет рассматриваться изолированно от численности остального старообрядчества и сопоставления этих показателей с демографическим положением в Тульской губернии; связанный с численностью встает вопрос об искренности единоверцев в единстве с «господствующей церковью», на данный момент автором была вы- явлена раболепная статья из ТЕВ, где единоверческий священник Д. Холопов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=