Тульская историческая весна - 2021
78 Наиболее существенную роль в Туле единоверцы начнут играть с 30 ноября 1894 г., когда они подали ходатайство Священному Синоду о постройке храма в Туле (Панов Г. И. Открытие единоверческой церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 246–247). Местом для постройки была выбрана Чулковая слобода, представ- ляющая собой центр поморцев (Панов Г. И. Открытие единоверческой церкви в Туле // ТЕВ. 1895. № 10. С. 246–247). Подготовка строительства единоверческого храма затянулась, поэтому про- цесс по юридическому оформлению постройки был приостановлен и возобно- вился лишь 8 марта 1901 года (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 13. Д. 891. Л. 19). Вначале была учреждена строительная комиссия, которая определила место строитель- ства храма. По итогу её деятельности было принято решение возводить храм в Чулковой слободе, а приказ о начале непосредственно строительства был при- нят только 23 июня 1903 года (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 289. Л. 16, 22). Деньги на строительство храма поступали, преимущественно, из трех источников: транс- ферные средства синодальной церкви, пожертвования единоверцев и деньги, полу- ченные по завещаниям. На третьем пункте стоит остановиться чуть подробней. Нам удалось выявить двух, крупных посмертных жертвователей. Первым был алексинский купец Михаил Яковлев Салищев: о его жертвенном даре в 5000 руб- лей сообщили 6 ноября 1900 года, через день после смерти завещателя (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 13. Д. 891. Л. 1, 19). Другим крупным завещателем стал москов- ский купец Яков Петрович Прошин, родившийся в Чулковой слободе Тулы (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 579. Л. 2). Он завещал 6800 рублей и уполномочил своего сына Николая Яковлевича Прошина внести эти деньги для обеспечения церков- ной утварью единоверческого храма, также по завещанию в Государственный банк было положено 5000 рублей, процент от которых должен был идти на обес- печение единоверческого храма (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 579. Л. 2об). Сам Ни- колай ранее жертвовал на его строительство 3000 рублей и позже регулярно вно- сил деньги на его обеспечение (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 579. Л. 2). Сумма его пожертвований уже к 1906 году составила 20 тысяч рублей (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 579. Л. 25об), а когда выплаты прекратились, то в консистории было решено «мотивировать» его, выдав орден, однако, т.к. он не подходил по нормативным актам ни под одну награду, было принято решение вручить медаль «За усердие», за которую тот отдал ещё 50 рублей (ГУ ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 579. Л. 25, 37, 40). В конечном счете строительство было завершено лишь в 1913 году, однако к этому времени ситуация в религиозной плоскости сильно изменилась: после реформ 1905–1906 старообрядцы получили право легально исповедовать свои взгляды, что нанесло ещё один удар по «привлекательности» единоверия для остальных староверов, т.к. теперь они могли сохранять древнее благочестие даже формально не принадлежа, как они говорили, к «антихристовой церкви». Несмотря на то, что строительство церкви началось только в 1903 г., вопро- сами организации полноценной церковной жизни занялись уже в 1894 году. Так 23 декабря 1894 года в сан священника был возведен Доментий Холопов, пере- шедший из поморского согласия в единоверие и до постройки храма ис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=