Тульская историческая весна - 2021

76 Впервые о единоверии на территории Тульской губернии заговорили в 1806 году, в связи с желанием старообрядцев создать единоверческую церковь (Бурцев М. Ф. О единоверие и единоверческой церкви г. Белев // Тульские епар- хиальные ведомости (далее – ТЕВ). 1902. № 11–12. С. 272), уже 25 июня 1807 г. они просили об этом епископа Тульского и Белевского Амвросия [5, с. 5], однако епархиальное начальство стремилось препятствовать этому процессу. По завере- нию протоирея М. Ф. Бурцева церковная власть опасалась того, что создание единоверческой церкви приведёт к тому, что всплывут ранее не зафиксирован- ные старообрядцы (Бурцев М. Ф. О единоверие и единоверческой церкви г. Бе- лев // ТЕВ. 1902. № 11–12. С. 297). Процесс создания единоверческой церкви за- тянулся на 12 лет и, фактически, белевское единоверие оформилось лишь в 1818 г., когда была основана Вознесенская церковь [7, с. 152]. Однако дальней- шего развития единоверия в Тульской губернии не произошло. Можно сказать, что до 1894 года единоверие рассматривалось Тульской епархией сугубо умо- зрительно, эти рассуждения находили свое отражение в Тульских епархиальных ведомостях. Вообще, как отмечал Ряжев А. С.: «…до определённого времени негатив- ным было отношение Церкви к единоверию: его возникновение считалось случайным, а назначение непонятным. Как следствие, умалчивал о единоверии в своей книге о «расколе старообрядства» Макарий (Булгаков), ничего о нём не было сказано даже в жизнеописании официального отца-основателя единове- рия – митрополита Платона (Левшина). О том, что главная функция единове- рия в Церкви – охранительная, впервые прямо и открыто заявил Н. И. Субботин» [9, с. 14–15]. В Туле же на протяжении 60-х – начала 90-х годов XIX века представители «господствующей церкви», как правило, в лице протоирея Георгия Панова, от- стаивали идею практически равного значения приверженцев «господствующей церкви» и единоверческого крыла. Такой смысл публикаций обосновывался ча- стыми нападками на единоверие с нескольких сторон от представителей других направлений старообрядчества и консервативных элементов внутри церкви до либеральной прессы (Прим: Панов Г. К истории раскола в Тульской епархии // ТЕВ. 1868. № 19. С. 305–314; Панов Г. Новейшие события в единоверии // ТЕВ. 1872. № 19. С. 192–200; Панов Г. Единоверие по прежним и современным взгля- дам // ТЕВ. 1874. № 7. С. 251–260; Панов Г. Единоверие по прежним и современ- ным взглядам // ТЕВ. 1874. № 8. С. 321–332; Панов Г. Современные движения в сектантстве // ТЕВ. 1882. № 2. С. 41–49). Главной задачей епархиальных пуб- лицистов было доказать, что единоверческое крыло необходимо церкви, а по- этому воспринимаются как равные участники церковно-старообрядческого сою- за. Так в 19 номере ТЕВ за 1868 год Панов Г. доказывает, что православные не считают единоверцев «раскольниками» (Панов Г. К истории раскола в Тульской епархии // ТЕВ. 1868. № 19. С. 309), естественно, эти высказывания носили су- губо идеологический и публичный характер. Реальность, по всей видимости, была иной: так, белевский исправник использует термин «раскольники» по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=