Тульская историческая весна - 2021

75 к теистической. Новообращённые вступали не только в «классические» течения, но и в новые религиозные движения. Результатом «теистического бума» стало столкновение государства с рядом «неудобных» религий, что привело к попыт- кам ограничить деятельность подобных движений. Наиболее показательным в этом смысле стал процесс над Свидетелями Иеговы [8]. Попытка борьбы с не- удобными для государств религиями в той или иной форме прослеживается на разных этапах человеческой истории. Долгое время наиболее «неудобным» религиозным движением с точки зре- ния Российского государства было старообрядчество. Борьба с людьми древнего благочестия выражалась как в применении откровенно репрессивных мер – смертных казней, ссылок на каторгу, двойного налогообложения – так и в более «мягких» по типу единоверия – миссионерских проповедей и приобщения к «ни- конианским» обрядам через приходские школы. Единоверие – как инструмент влияния на старообрядцев выделял ещё доре- волюционный исследователь П. С. Смирнов [11, c. 207–217, 258–273]. Само по себе единоверие образовалось в 1800 году в результате обращения старообряд- цев к императору Павлу с просьбой дать им священника, готового служить по дониконовским богослужебным текстам, в итоге обратившиеся староверы вли- лись в синодальную систему Российской империи фактически как подчинённое звено «господствующей церкви». Особенностью положения единоверцев было то, что «господствующая цер- ковь» рассматривала единоверие как звено между «расколом» и «православием». В то же самое время сами сторонники данного направления считали своё поло- жение конечным [1, c. 71]. В сравнении с другими старообрядцами единоверцы выделялись своим положением: они обладали большими правами и возможно- стями, однако воспринимались «чужими» представителями иных направлений староверия. Стоит отметить, что несмотря на близость к синодальной церкви единоверцы не были защищены от государственной репрессивной политики, а лишь обладали относительной стабильностью в сравнении с иными направле- ниями старообрядчества [6, c. 5]. Изучая единоверие, мы сможем понять особенности положения социальной группы, которая попала в промежуточное состояние между «своими» и «чу- жими», как со стороны государственной церкви, так и со стороны «религиозных отщепенцев». Осмыслить единоверие пытался ряд исследователей: Д. С. Ермакова [1], А. С. Палкин [5; 6], П. Чубаров [12], Е. Саранча [10], О. А. Павлова [4] и другие. Однако само по себе тульское единоверие ранее не выступало в качестве само- стоятельного объекта изучения. В связи с чем целью данной работы является изучить положение тульского единоверия. Основной акцент будет сделан на конце XIX – начале XX века, так как только в 1894 г. создается единоверческий приход в Туле, однако будет за- тронут и более ранний период. Задачами же будут: раскрытие взаимоотношений по линии церковь-единоверие в Тульской губернии; установление динамики раз- вития Тульского единоверия в конце XIX – начале XX века.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=