Тульская историческая весна - 2021

64 О времени проникновения сарматов в Северное Причерноморье сложились разные мнения. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н. э., и ко II в. до н. э., но чаще к III в до н. э. [3, с. 40]. Крым для, двигавшихся с востока на запад вдоль Черного моря, сарматов был окраиной об- ластью. Однако, в III–II вв. до н. э. постоянного сарматского населения в Крым- ских степях не было, они проникали на полуостров эпизодически. Постепенно они беспрепятственно проникали на полуостров с севера. В I в. до н. э. начался процесс освоения сарматами поздескифских территорий в предгорьях, где нельзя было вести кочевой образ жизни и приходилось переходить к оседлости. Стра- бон [VII, 3, 17] сообщает об участии сарматского племени роксоланов в военных действиях на территории Крыма в конце II в. до н. э. Благодаря "Географии" Страбона [II, 5, 7; VII, 2, 4; VII, 3, 17] известно, что роксоланы постоянно жили в степях к северу от Крыма. Сарматы были типичными кочевниками, по образу жизни мало отличавшимися от живших до них на тех же местах скифов. Автор в своей работе иллюстрирует образ жизни сарматов: "...их войлочные палатки прикрепляются кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами всегда по очереди, выбирая богатые травой места на болотах около Меотиды, а летом на равнинах". Таким образом, сообщения древних авторов согласуются с археологией. В Крыму неизвестные сарматские погребения датируемые II–I вв. до н. э., в то время как северу от Перекопа открыты погребение сарматов [3, с. 42]. В I в. до н. э. было найдено в курганах, расположенных на севере Крыма, несколько захоронений бедным и малочисленным инвентарем. Из открытых курганов вы- деляется Ногайчинский, вещи в котором принадлежали женщинам [2, с. 71]. Сар- матские подкурганные погребения в Крыму датируются I в. до н. э. I в. н. э. Сарматская культура проявляется на территории Керченского полуострова, входившего в Боспорское царство, и предгорной части Крыма. В конце первого I в. до н. э. начался процесс получивший в науке название Сарматизация Боспора [5, с. 34]. Некоторые сарматы проникали в позднескифские поселения и станови- лись их жителями, это внедрение происходило вполне мирно. Так, в позднескиф- ских некрополях появляются сарматские подбойные могилы и различные типы вещей, которые они принесли с собой. В начале II века нашей эры крупное передвижение сарматских племен на Северное Причерноморье привело к тому, что поздние скифы вынуждены были оставить северо-западный Крым. Так, в предгорном Крыму в ареале поздней скифской культуры открыты десятки Курганов эпохи бронзы. Погребения дати- руются первыми тремя веками нашей эры, поэтому, вполне вероятно, что в пред- горных курганах хоронили, проникшие в этот регион через степь, сарматы. О чем свидетельствуют обнаруженные сарматские знаки на многих позднескифских памятниках [4, с. 315]. В предгорном Крыму имеется еще одна группа памятни- ков, которая напрямую связана с проникновением сарматов на полуостров. Наиболее представительным можно назвать могильник Нейзац, который

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=