Тульская историческая весна - 2021

61 По мнению служителей АДМ, если бы у движения бурханистов были только религиозные мотивы, то «было бы естественнее всего перейти им в давно пропо- ведуемое христианство, с которым они более или менее знакомы и проповедь которого действительно в значительной мере подорвала в их глазах авторитет шаманов» [2, с. 142]. Д. А. Клеменц, находившийся в пути на Алтай во время подъема движения говорил о том, что слухи о политическом характере движения и «чуть ли не об отложении от России» [8, с. 164] активно циркулируют среди русского населения. Это привело к трагедии в Теренге, 21 июня 1904 г., когда сбор последователей новой веры превратился в «избиение беззащитных и ничем не вооруженных инородцев» [3, с. 171]. Служители АДМ не учли, что их миссионерская деятельность, в ходе кото- рой часть инородческого населения была согнана с родных земель, не сделала православие привлекательной религией для алтайцев. Православие было дискре- дитировано политикой АДМ и воспринималось как чужая идеология. Навязчи- вая христианизация и русификация ставили под угрозу сохранение самобытного уклада народа. Тем самым она подталкивала алтайцев к объединению в проти- востоянии навязываемой религии. Это вызывало протестные настроения, нашед- шие выражение в национальной религии – бурханизм. Учение, основанное на устоявшихся религиозно-мифологических представлениях, не предусматриваю- щее ломку национального наследия, нашло множество последователей среди ал- тайцев и стало объединяющим фактором в процессе борьбы инородцев за свои интересы. Библиографический список 1. Дело о кочевых калмыках Томской губернии: Корреспонденция о судеб- ном процессе над Ч. Челпановым и другими, обвиняемым по 13, 1 ч. 938 и 1542 ст. Уложения о наказаниях. 1906 г. // Бурханизм – Белая вера (Ак jаҥ): Документы и материалы / Отв. ред. Н. В. Екеев; Сост. Н. В. Екеев, Н. А. Майдурова. – Горно- Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014. 2. Отчет об Алтайской духовной миссии за 1906 г. // Бурханизм – Белая ве- ра (Ак jаҥ): Документы и материалы / Отв. ред. Н. В. Екеев; сост. Н. В. Екеев, Н. А. Майдурова. – Горно-Алтайск: ОАО «Горно-Алтайская типография», 2014. 3. Аккерблом, С. И. Доклад на заседании Томского юридического общества и Общества сельского хозяйства о религиозном движении алтайцев / С. И. Ак- керблом // Рус. ведомости. – М., 1905. – № 4. – 4 янв. 4. Борина, Л. С. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви как фактор формирования этнического самосознания народов Саяно-Ал- тая // Макарьевские чтения: Материалы Третьей междунар. конф. – Горно-Ал- тайск: РИО ГАГУ, 2004. – С. 10–14. 5. Вдовин, И. С. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX – начало ХХ в.) / И. С. Вдовин. – Л.: Наука, 1979.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=