Тульская историческая весна - 2021

60 принимая крещение, инородец попадал в такое положение, когда язычники, больше его не принимали, считая вероотступником и предателем. При этом, как заметил В. В. Радлов, русские «никак не хотят видеть в крещеных алтайцах лю- дей, равных себе, и смеются над ними, когда те требуют, чтобы к ним относились как к русским» [11, с. 184]. Христианизация населения предполагала ломку устоявшегося мировоззре- ния и формирование нового, основой которого должно было служить правосла- вие, «в результате чего только и можно создать социально управляемого чело- века» [4, с. 10]. Нужно отметить совпадение интересов государства и АДМ. В начале ХХ в. курс на интеграцию нерусских народов империи был основопо- лагающим. С позиции властей однородность мировоззрения, идеологии, уклада жизни могли значительно упростить управление регионом. Следует отметить, что АДМ считала политические цели «необходимым следствием христианской цели» [5, с. 88]. Большой проблемой было столкновение интересов алтайцев и АДМ в зе- мельном вопросе. Миссия была заинтересована в расширении своих земельных владений. Ярким примером того, как миссионеры совмещали христианизацию с захватом инородческих земель, является рассказ С. И. Аккерблома, очевидца происходивших на Алтае событий. Он писал: «Служители миссии часто, обратив в православие одного-двух инородцев, ставили на стойбище деревянный крест и объявляли, что язычники могут совершать свои религиозные обряды не ближе как за 5 верст от креста» [1, с. 55]. В итоге, инородцы были вынуждены уходить на другие земли, а на их место приходили крестьяне, тем самым, забирая себе лучшие земли. Или, выбрав подходящие земли для нужд миссии (например, строительства монастыря), АДМ требовала кочевое население освободить земли от стойбищ [9, с. 28]. А так как последним уходить было некуда, миссия позво- ляла остаться на этих землях только при условии аренды и перехода к оседлости [9, с. 28]. При этом перестроиться на ведение хозяйства по-новому удавалось да- леко не всем. Многие хозяйства алтайцев разорялись. С появлением бурханизма АДМ стала еще активнее участвовать в событиях, которые разворачивались на Алтае. Основная причина беспокойства крылась в том, что в бурханизм переходили не только вчерашние язычники, но и креще- ные инородцы. Угроза потери влияния подталкивала руководство АДМ к приня- тию мер по нейтрализации движения. Одним из способов борьбы с новой религией были попытки ее очернить. Миссионеры АДМ обнаружили «японский след» в новом учении, набиравшем популярность среди алтайских инородцев. Например, «Япон-хан» [13, с. 6] ассо- циировался у них с японским императором, «Бурыл-Токой» [13, с. 6] – со столи- цей Японии Токио. В некоторых обрядах и в слове «Бурхан» обнаруживали следы буддизма. А в таких обрядах как «возжигание свечей, лампад» [2, с. 142] перед «ламскими» изображениями, «чествование оных жертвами (брызганьем молока), курением фимиама (вереск-арчын) и поклонением» [13, с. 6] усматри- вали монгольские корни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=