Тульская историческая весна - 2021

59 рост числа сторонников «белой веры» среди крещеных инородцев. Поэтому мис- сионеры Алтайской духовной миссии (далее – АДМ) были заинтересованы в ликвидации нового религиозного учения. Для этого они использовали разные средства: от распространения слухов о сепаратистских настроениях бурханистов и их ненависти ко всему русскому до активного участия в разгоне последовате- лей белой веры в Теренге. Основная задача данной работы – выяснить, почему алтайцы не перешли в православие и оказались приверженцами нового религи- озного учения. АДМ была организована в 1828 г. с целью «приобщать местное «инородче- ское» население к «вере Христовой» [10, с. 3]. Благодаря привлечению мецена- тов-благотворителей миссия смогла получить значительное влияние, в том числе и политическое [7, с. 229]. Это объясняется не только тем, что АДМ была про- водником государственной идеологии на Алтае, она обладала и значительными экономическими возможностями. В период с 1830 по 1857 гг., богатые покровители увеличили доход АДМ с 571 руб. до 5500 руб. в год [7, с. 229], поэтому сеть подчиненных организаций росла достаточно быстро. Так, в начале XX в. на Алтае существовало 15 мисси- онерских станов, 67 церквей, 57 школ, 2 приюта для новокрещеных сирот, было создано 188 поселков для крестившихся инородцев [12, с. 131]. Количество но- вообращенных исчислялось сотнями в год [7, с. 229]. Для сравнения: в 1844 г. стан Алтайской миссии, располагающийся в Улале, состоял из трех домов (в двух жили миссионеры, в третьем располагалась школа) и небольшой церкви. К 1890-м гг. в Улалинском стане появились: «обширная церковь…, дом детского приюта, дом священника миссионера, дом начальника миссии, центральное мис- сионерское училище с иконописным отделением и пансионом для учеников…ти- пография Алтайской миссии; больница, свечной завод и женский общежитель- ный монастырь, при нём – школа для девочек-инородок» [14]. На этих примерах, мы можем увидеть, какими экономическими возможностями обладала АДМ. Большие финансовые возможности должны были привести к росту влияния среди населения. Многочисленные пожертвования, финансирование православным миссио- нерским обществом, наличие «высоких покровителей в Петербурге (в том числе при дворе и в правительстве), Москве, Томске, Бийске» [12, с. 131], помогли АДМ стать влиятельной организацией. Почему же АДМ, обладающая значительными ре- сурсами, влиянием так и не смогла обратить всех инородцев в православие? Одной из проблем приобщения инородческого населения к новой религии было то, что вместе с ней, алтайцам пытались «привить русскость»: «чтобы сде- лать их (инородцев) не по вере только, но и по национальности русскими» [6, с. 7]. Подобные перспективы оказались пугающими для инородческого населе- ния. О страхе утраты собственной этничности писал еще В. В. Радлов: «У кал- мыков, как и у всякого угнетенного народа, выработалось отталкивание от гос- подствующей нации. Алтаец боится утратить свою национальность, сблизив- шись с русскими, и поэтому отдаляется от них» [11, с. 184]. Дело в том, что,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=