Тульская историческая весна - 2021
55 тить всех граждан Франции как нацию в непростое для государства револю- ционное время. Итак, празднование этого «чудесного и прекрасного» для всей нации дня было проведено 8 июня 1794 года или 20 прериаля II года Республики. По опи- саниям очевидцев этот день был солнечным, небо голубым, люди радостными. Член революционного трибунала Вилат описал поведение Робеспьера в этот праздничный день: «Все лицо его сияло радостью. Он не завтракал. Его взоры часто обращались на это прекрасное зрелище. Его пьянил восторг. Таким веселым не видели его еще никогда» [13, c. 72]. Празднество проходило в Тюильерийском саду, а потом на Марсовом поле. Было много народу. Робеспьер был в голубом фраке и нанковых панталонах. В его руках был букет цветов, колосьев и плодов. Он шел впереди всей празд- ничной процессии. После произнесенной Максимилианом торжественной речи, посвященной Верховному Существу и французскому народу, была сожжена статуя Атеизма и зажжен факел в честь Мудрости. После второй речи Робес- пьера процессия двинулась на Марсово поле, там празднование продолжалось. Повсюду были слышны крики: «Да здравствует республика! Да здравствует Робеспьер!». Народ был в полном восторге. Казалось бы, ничто не сможет омрачить это великолепное празднество. Однако не все поддерживали идею Максимилиана о введении Культа Верховного Существа в качестве государственной республи- канской религии, которая бы помогла объединить и сплотить народ Франции в единое целое. Один из депутатов Конвента выкрикнул: «Посмотрите на него! Ему мало главенствовать над всеми, и он хочет стать богом!». Другие члены Кон- вента также были возмущены, а наиболее смелые обратились к Максимилиану с упреками. Вторая часть празднества была омрачена негативными настроениями депутатов и поведением некоторых граждан. Домой Робеспьер вернулся в ужас- ном настроении. Он понял, что новая государственная религия не сможет при- житься в французском обществе, как прежняя [14, c. 455–478]. Действительно, после проведения праздника в честь Верховного Существа, популярность Робеспьера как политика и депутата резко упала. Его перестали поддерживать не только негативно настроенные к нему депутаты Конвента, но и его друзья и соратники, например, Сен-Жюст и Кутон. Многие его считали су- масшедшим. Все попытки Робеспьера с помощью новой государственной рели- гии превратить французский народ в республиканское общество добродетели обернулась полным крахом. После термидорианского переворота 9 термидора (27–28 июля) 1794 года Культ Верховного Существа, который являлся по существу вариантом «очищен- ного христианства», не смог удовлетворить в полной мере духовные нужды и потребности французского общества. Поэтому после казни Робеспьера и его соратников, а также прекращения якобинской диктатуры новая государственная религия прекратила свое существование [15, c. 79–93].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=