Тульская историческая весна - 2021

54 (Чудинов А. В. Французская революция и церковь в 18 веке: [Историк]. URL: https://xn--h1aagokeh.xn- -p1ai/journal). С приходом якобинцев к власти началась политика дехристианизации. Иконы, реликвии церквей уничтожались, священников подвергали гонениям и репрессиям, многих отправили в тюремное заключение и ссылку. Вместо като- лического вероучения революционные власти проводили антирелигиозные ком- пании, стараясь отвратить большинство населения от веры в Бога и в загробную жизнь, заменяя учениями о мире и человеке, подчерпнутых в истоках политики французского Просвещения [9, c. 53–68]. Так, 10 ноября 1793 года или 20 брюмера II года Республики по революци- онному календарю, действовавшему в стране с 5 октября этого же года, в Соборе Парижской Богоматери состоялась церемония так называемого «Фестиваля сво- боды» (фр. Fête de la Liberté ), организованного и подготовленного революционе- ром П. Г. Шометтом. Внутри собора состоялась коронация «Богини Разума», роль которой исполняла артистка Оперы [10, c. 81–89]. После казни радикальных якобинцев во главе с Эбером и Шометтом в марте 1794 года, монтаньяры во главе с М. Робеспьером запретили Культ Разума. Вза- мен его, под давлением Робеспьера, разумеется, был введен Культ Верховного Существа в качестве государственной религии. 7 мая 1794 года Национальный Ковент принял декларацию, согласно положениям которой народ Франции при- знает существование Верховного Существа и бессмертие души. По мнению Ро- беспьера, поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих и гражданских обязанностей. Во главе этих обязанностей лежит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным и угнетенным, оказание ближним всякого добра, избежание всякого рода зла и нелицемерная любовь к отечеству [11, c. 53–73]. Истоки этого так называемого религиозного учения о Верховном Существе, управляющим эти миром, Максимилиан Робеспьер подчерпнул из философско- религиозного учения знаменитого философа эпохи французского Просвещения Ж. Ж. Руссо (1712–1778). Известно, что Руссо был деистом, т. е. признавал нали- чие какого-то «божества», Верховного Существа, но категорически отвергал евангельского Иисуса Христа и его учения, которое проповедовала католиче- ская церковь. В своем трактате «Об общественном договоре», опубликованном в 1762 году, автор изложил свою версию построения гражданского общества, ос- нованного на народном суверенитете. Ж. Ж. Руссо считал, что свобода не может быть ничем ограничена, где было прямое правление народа в законодательстве и государственном управлении. Также он подразумевал, что при такой народной форме правления можно будет построить так называемое «царство доброде- тели», в котором все будет основано на справедливости и равенстве под покро- вом того самого Верховного Существа [12, c. 125–132]. Следуя заветам своего дорогого учителя-философа, Максимилиан пожелал устроить праздник в честь Верховного Существа, надеясь таким образом спло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=