Тульская историческая весна - 2021

40 В эпоху Митридата VI Евпатора Боспорское царство подвергается сильному влиянию традиций иранского мира [4, с. 1–62, 133–140] которые уже были заим- ствованы от североиранских народов. Так же после падения Ахеменидов, эти традиции и связанные с ними ритуалы активно использовались государствами иранской периферии и через Понт, Каппадокию и Коммаген проникали на Боспор [1, с. 63]. Но в большей мере нас интересует Боспор в момент правления Риметалка (131–154 гг. н. э.) и Евпатора (154–171 гг. н. э.), когда сармато-иранская династия вернула себе боспорский трон. В это время, сюда проникают поздне-сарматские племена и вместе с этим происходит смена римской стратегии. Именно тогда на Боспор возвращаются тамги сармато-иранской династии. Таким образом Рим хо- тел установить союзные отношения с поздними сарматами [12, c. 162–163]. Союз удалось заключить, скорее всего, благодаря родственным связям боспорских ца- рей с сарматской знатью. Предположить это можно, исходя из тимги Тиберия Евпатора, верхняя часть которой имела отношение к Динамии, а нижняя к позд- несарматскому «триденсу» [13, с. 52] По мнению С. Ю. Сапрыкина, подобные царские знаки были необходимы для того, чтобы сарматские вожди восприни- мали боспорских царей, как своих владык, а не просто союзников [6, с. 242]. Но только царских знаков было недостаточно и тогда власть Боспора обратилась к иранским политическим традициям, которые уже формировались при Митри- дате VII Евпаторе. По своим взглядам иранцы считали политическую царскую власть божест- венной. Для них царь – не божество, как это было, например, в Египте, но он считался избранником бога и власть его была священной. Поэтому царями иранцы выбирали лишь представителей определённого рода, который, как им ка- залось, имели право на обладание царской властью [8, с. 136–137.] Подобные взгляды наблюдаются и в придании о «царских скифах». По скифским представ- лениям царь должен быть воином по рождению, но для полноты власти ему была необходима сакральная функция, принадлежащая жречеству [1, с. 64]. Из этого возникает связь царя с Фарном – харизма царства – фарн, хварно. Фарн – божество иранской мифологии. Одним из главных источников явля- ется Яшт 19 Авесты, Замйад-яшт. Фарн или хвар(е)но – воплощение солнца, небесного огня и жизненной силы. Оно является одновременно неперсонифици- рованным, началом абстрактного и материального и конкретным божественным персонажем [5, с. 557]. Фарн призвано для подтверждения природности царской власти. Оно связано с ритуальным брачным обрядом, так как для полного обо- жествления власти царю необходимо заключить союз с богиней огня Табити, что и объединяет военную и сакральную функции правителя (Hdt. IV. 68). Через связь богини Табити с огнём и государственности можно провести параллель с почитаемой эллинистами Гестии (Hdt. IV.59). Однако в Боспоре жречество не играло такой важной роли, как у иранцев, что говорит о преобладании эллини- стических традиций. У скифов хварно воплощено в образе животных, выражен- ных в искусстве звериного стиля – главным образом барана [9, с. 149–158], что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=