Тульская историческая весна - 2021
294 уровнях анализа языковой личности). В оценке некоторых событий, в описании конкретных случаев исследователю будет заметен переход от нейтрально окра- шенной лексики или лексики высокого стиля к тезаурусу персонажа, что явля- ется несомненным достоинством рассматриваемого очерка. Пример подобного перехода видим в описании жизни семинаристов после революции 1905 года: «Так, воспитанник семинарии Геннадий Городецкий, впоследствии протоиерей, обладавший большой физической силой, схватил инспектора иеромонаха, кото- рому семинаристы устроили «темную», зажал его голову между ногами и отду- басил его галошей по заднему месту» [2, с. 36]. Стоит отметить, что разговорная (отчасти негативно окрашенная) лексика, которая присутствует в данном фраг- менте, очень редко встречается на страницах произведения и появляется там именно потому, что передает настроение описываемых событий, а значит, отсы- лает нас к герою. Также наиболее значимыми для анализа языковой личности персонажа яв- ляются фрагменты очерка, в которых описываются события, происходившие непосредственно с повествователем много лет назад. Вспоминая призвание к служению, исполнение своих обязанностей в Церкви или же общение с духо- венством, писатель будто погружается в сознание и преподносит нам материал, не обремененный оценкой с точки зрения многолетнего опыта, а по-особому чи- стый, возвышенно эмоциональный и привлекающий этим читателя. Мы ощу- щаем трепет, благоговение и серьезность юноши, с радостью исполняющего по- слушания в Церкви, что формирует мотивационную сферу языковой личности героя. Также стоит обратить внимание на разницу синтаксических конструкций: в отрывках, где воспоминания главенствуют над историческими фактами, часто используются более простые конструкции, нередко – односоставные предложе- ния, нераспространенные предложения. Одним из центральных синтаксических средств становится парцелляция. Таким образом, языковая личность героя дан- ного очерка все же отличается от языковой личности автора, имеет ряд характер- ных лексических, семантических и синтаксических особенностей. В художественном произведении языковая личность героя обычно выра- жена более ярко: присутствие других персонажей, формирующих определенную сюжетную линию, и выстраивание диалогов главного героя с ними дают иссле- дователю возможность более детально разграничить языковые личности автора и главного героя. В очерках, документальной прозе языковые границы между автором и героем практически стерты, однако от мастерства повествователя за- висит: будут ли переданы живые эмоции героя посредством лексики и грамма- тики, сумеет ли читатель воспринять информацию так, как это прочувствовал субъект и объект повествования в разные периоды жизни. Таким образом и со- блюдается принцип ретроспекции, принцип временной соотнесенности мемуар- ного произведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=