Тульская историческая весна - 2021

291 Лингвисты, занимающиеся анализом мемуарной литературы, по нашему мнению, более других используют такие понятия, как ретроспекция, языковая личность героя и автора и т. д. Такие источники являются для них не просто ху- дожественным памятником, в котором особо раскрывается личность автора (по- вествователя), они могут быть исследованы с точки зрения истории, культуроло- гии, психологии и т. д. Повествователь, являясь непосредственным участником событий, порой рассказывает больше, чем подвергшиеся жесткой цензуре мате- риалы. «Мемуарная литература – в широком смысле – записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали. К ним принадле- жат автобиографии, дневники, заметки и т. д. Основным условием для отнесения подобных записей к мемуарной литературе в узком смысле как особому виду ис- кусства слова является установка их автором на образное воспроизведение жизни. Из многочисленных фактов мемуарист должен отобрать и воспроизвести те, которые позволят в неповторимо конкретной форме раскрыть существенные, характерные для эпохи явления» [3, с. 205–206]. Некоторые исследователи называют мемуарную литературу «литературой воспоминаний», объяснение этому мы находим в этимологическом словаре: слово, заимствованное из французского языка, сохранило свое исконное значе- ние. На наш взгляд, воспоминания – основа данного жанра в литературе, автор заново переживает события, которые происходили с ним или его современни- ками некоторое время назад, но все это на данный момент находится в сознании автора, а значит, рождается после новой оценки прошедших дней, имеющих зна- чение для повествователя. В зависимости от того, какие задачи ставит перед со- бой автор-мемуарист, можно говорить о степени документальности прозы. Мел- кие детали и незначительные подробности, становящиеся основой композиции, выстраивающие сюжетную линию, иногда формируют представление о той или иной личности или же значимом событии. Часто над мемуарами работает человек, умудренный жизненным опытом, склонный к анализу собственных переживаний, оценивающий ситуации и ре- флексирующий. Герцен утверждал, что этот жанр литературы подвластен каж- дому, кто владеет родным языком в должной степени, однако мы не совсем со- гласны с мнением писателя и политического деятеля. Хорошая память, по нашему мнению, не является основным условием создания мемуарного произве- дения, необходима автобиографическая память , то есть способность группи- ровать мысли и классифицировать их по критерию значимости, включенности в исторический процесс; делать выводы и воспроизводить информацию относи- тельно объективно. Анализируемый нами источник (Резухин А. Церковная Вологда 1930–1940-х годов / А. Резухин // Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000) представляется интересным для исследователя в первую очередь потому, что ис- тории, изложенные на страницах автобиографического произведения, содержат информацию о многих деятелях Церкви и истории СССР указанного периода. Протоиерей Алексий дает оценку событиям прошлого: последовательно, умело

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=