Тульская историческая весна - 2021

271 Большое значение культу Аполлона уделялось в таких городах Северного Причерноморья, как Боспор и Ольвия. Об этом свидетельствуют надписи времен IV века до н. э. [2, с. 1]. Жители Ольвии и Боспора, как и жители других городов Северного Причерноморья, посещали праздники на родине Аполлона – острове Делосе. Посещение Оракула было делом чести и почета каждого человека. Празднования в честь бога Аполлона в Северном Причерноморье отмечались с особым размахом. Со временем в каждой колонии торжества стали приобре- тали особые черты. Ранее упоминаемый образ Аполлона Врача занимал ведущее положение в пантеоне богов Пантикапея и Боспора, поэтому праздники в честь бога были главными государственными торжествами [6, с. 43]. Боспорская династия Спар- токидов считала Аполлона своим покровителем, поэтому храм Аполлона Врача в Пантикапее занимал почетное место, а представители боспорской аристокра- тии и члены правящей династии являлись жрецами бога, что отмечено в надпи- сях V–IV вв. до н. э. (КБН. 6, 10, 25). Также празднества в честь Аполлона Врача отмечались в Борисфене, Оль- вии и Тире. Надписи в Тире III веке до н. э. свидетельствуют о пышных праздне- ствах в честь бога-целителя [5, 116 с.]. В Ольвии отмечались торжества в честь Аполлона с момента основания колонии. Здесь ежегодно избирали жреца бога света, так как Аполлон был верховным богом полиса. Изображение бога чекани- лось на ольвийских монетах. В Ольвии были найдены не только храмы, но и скульптуры в честь Аполлона. Статуи имели отличительные символы бога: лук со стрелами, лира и кифара. Говоря о символах Аполлона, также следует упомя- нуть треножник, который по традиции создавался из бронзы и передавался в храм бога. Он, как и лавровый венок, выступал в качестве награды за выдаю- щиеся заслуги и достижения. На многих вазах и терракотах был изображен Аполлон, играющий на лире в окружении двух муз. Также можно было заметить изображение Аполлона с сестрой Артемидой и матерью. В последующем культ Аполлона Врача заменя- ется культом Аполлона Дельфиния в Борисфене и Ольвии. Бог был покровите- лем государства, поэтому на эмблеме Ольвии изображался дельфин, а с послед- ней трети V века до первой половины II века до н.э. чеканилась монета с эмбле- мой полиса. В Тире и Боспоре с одной стороны монеты чеканили голову бога, а с другой изображалась кифара . Согласно мифологии, бог был покровителем моряков, поэтому празднество проходило весной в сезон мореплавания. Празд- ники Дельфиния были значимы для жителей Понта Евксинского. Торжество со- провождалось пышной процессией и жертвоприношениями перед храмом Апол- лона Дельфиния [6, с. 47]. Большое значение уделялось песням и танцам, по- скольку бог являлся покровителем искусства. Юноши и девушки выступали в венках и праздничных одеждах, чтобы не только талантом, но и внешним видом заполучить одобрение божества и победу в конкурсе. Известно, что поли- тический деятель Никий приобрел для афинского хора роскошные костюмы и венки, что привело в восторг зрителей [6, с. 54]. Также агоны сопровождались

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=