Тульская историческая весна - 2021

270 искусства, традиций, поэтому обычаи поклонения тем или иным богам могут многое рассказать об организации жизни населения Северного Причерноморья. На основе раскопок и исследований можно определить, какие божества имели наибольшее значение для жителей Понта Евксинского. Это позволяет опреде- лить основные направления деятельности людей, их навыки и уровень развития в той или иной сфере. Стоит отметить тенденцию, что в городах Северного При- черноморья был свой верховный бог, который покровительствовал определен- ной группе жителей. В данной статье особое внимание уделяется многогранному культу Аполлона, поскольку он был одним из самых почитаемых богов пантеона на территории Понта Евксинского. Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων, лат. Apollo) является богом света, покровите- лем искусств и муз, олицетворением мужской красоты, поэтому особое почтение ему оказывали юноши и творческие деятели. Однако данное многообразие культа устанавливается только в классическое эллинистическое время [7, с. 305]. Аполлон был наиболее почитаем у греков, поскольку отождествлялся с Солнцем, источником жизни. В связи с этим бог получил прозвище Феб, что значило «лу- чезарный», «сияющий». Также можно встретить образ Аполлона Врача, который приобретает наибольшую популярность среди жителей Северного Причерномо- рья, поскольку каждый мог обратиться к божеству с просьбой о помощи. Иссле- дователи полагают, что данный образ пришел из Милета и впервые встречается в Пантикапее и Фанагории [2, с. 13]. Аполлон Врач считался покровителем жи- телей милетских городов, который оберегал людей от бед и катаклизмов. Науч- ные труды не дают информации о распространении данного культа за пределами Северного Причерноморья, однако некоторые античные авторы упоминали в своих произведениях об Аполлоне Целителе. В Древнегреческой мифологии также известен подвиг Аполлона – победа над змеем Пифоном. По приданию Аполлон родился на острове Делос, где его мать Латона искала укрытие от преследовавшего ее семью змея. Бог света желал отомстить змею, поэтому поразил пасть Пифона золотой стрелой. В честь по- беды Аполлона зазвучала торжественная песнь – пэан. На месте, где было зарыто тело змея, был основан Дельфийский Оракул, почитаемый греками как центр мира. Также существует придание о том, что бог превратился в дельфина, когда увидел критских моряков, плывущих к острову Делос. Аполлон привел корабль к Дельфийскому Оракулу и сделал моряков первыми жрецами святилища. К Ора- кулу приходил каждый, кто желал получить пророчество или ответ на вопрос от самого бога Аполлона, начиная от политически важных маневров и заканчивая бытовыми проблемами. Этот факт, как и наличие многочисленных праздников, храмов в честь Аполлона говорит о почитании бога в Элладе. В Северном При- черноморье так же, как и в Древней Греции, строились храмы в честь бога света, которые было принято украшать лавровыми венками. Выращивание лавра на данной территории было невозможно, поэтому растение привозилось из более южных государств [6, с. 30]. Условия, которые создавались в честь бога Апол- лона, говорят о почитании божества жителями Понта Евксинского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=