Тульская историческая весна - 2021

266 Не только эта причина скрывается за организацией таких торжеств. Театра- лизованные представления позволяли выразить идеи построения социализма на массовом уровне, неся политическую окраску. Так, «26 июля 1957 г. в честь от- крытия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов прошел театрализован- ный митинг-манифестация на Манежной площади в Москве, посвященный борьбе за мир и разоружение, на котором присутствовало до полумиллиона человек» [3, с. 56]. Это представление считается эталонным и служит ярким примером сме- шения политического содержания с художественными формами праздника. За несколько дней до фестиваля проводились массовые торжества и в других городах страны. Нужно отметить, что фестиваль имел многонациональный состав участников фестиваля, в нем слились воедино традиционность, самодея- тельность, многожанровость и профессионализм представлений. Все это в сово- купности выражалось доходчиво и было рассчитано на обывателя. Замысел действа был прост: «дать возможность жителям Москвы увидеть всех участников фестиваля, а делегатам познакомиться с гостеприимством жи- телей столицы; задать ритм начинающемуся многодневному празднику моло- дежи, предоставить возможность жителям города ощутить масштаб фестиваля и активно включиться в массовые действия» [6, с. 193]. Вся программа праздника проходила по четкому сценарию, который разра- батывался творческой группой. В ее составе был известный сценарист – народ- ный артист СССР И. М. Туманов, который занимался организацией VI Всемир- ного фестиваля молодежи и студентов. Иосиф Михайлович отмечал, что «созда- вая сценарий праздника, необходимо также решать вопрос индивидуализации каж- дого праздничного театрализованного действия» [9, с.17]. Индивидуализация проявлялась в проведении костюмированных маскара- дов. Например, на грузовики помещали громадные «фигуры из папье-маше: Гул- ливер и лилипуты, вратарь с мячом, шахматист, Дон Кихот на своем Россинанте, Конек-Горбунок, Жар-птица, Арлекин, Иванушка и многие другие литературные, сказочные, «спортивные» персонажи» [2, с. 88]. Важным явлением театрализованного праздника было музыкальное сопро- вождение, которое объединяло все части представления воедино. Привлекались духовые оркестры, хоровые коллективы. Так, на каждое действие в сценарии пла- нировалась своя аранжировка, которая передавала смысл происходящего. Допол- нительный эффект создавался благодаря театральному реквизиту, декорациям и праздничным атрибутам таким как «наборы цветных флажков, панно с нацио- нальными орнаментами, фестивальными значками» [9, с. 19]. Таким образом, сценарий театрализованных представлений для наивысшего результата включал совокупность художественных образов с техническими воз- можностями. «Действие масс, сложные построения мизансцен, выразительность номеров, лаконичное символическое оформление, использование машин, элек- трических приборов, кинопроекции, артиллерийских орудий, монтажное постро- ение сцен и эпизодов» [10, с. 3]. Каждый массовый праздник подразумевает не только наличие зрителя, но и желание наблюдателя стать активным участником событий. «В середине

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=