Тульская историческая весна - 2021

256 относится как раз к P. В третьей главе описываются конкретные функции по охране святилища священников и левитов (qōdeš), подчиненных священникам- ааронидам, а также выделение (освящение) левитов в удел Яхве. Далее левиты под наблюдением священников осуществляют перенос различных частей ски- нии, при этом они не должны касаться святынь, чтобы им не умереть; часть же вещей переносят сами священники (Чис. 4). Последующие упоминания связаны с описанием обряда назорейства, приношениями при освящении жертвенника. В 16-й главе – в связи с восстанием Корея против священства Моисея и Аарона, в значении как святости (qōdeš) так и заклятости (qdš), и далее в уже известных значениях. Упоминания в 28-й и 29-й главах относят к источнику R – финаль- ному редактору Пятикнижия (ааронидский жрец Второго Храма, вероятно, Ездра). Эти дополнения идут в ключе P. Немного особняком стоит 11-я глава книги Чисел, относящаяся к источнику E, где повествуется о роптании народа против Господа, когда израильтяне проявили недовольство манной и возжелали мяса, а Яхве повелел им очиститься (qdš) перед этим. Тем не менее, дав людям мясо, он поразил их смертельной язвой. Тема этой главы действительно ближе к текстам Элохиста по содержанию. Второзаконие (D) – наиболее поздняя часть Пятикнижия, относится ко вто- рой половине VII в. до н.э. (ок. 621 г.) Подобно Яхвисту и Элохисту эта книга содержит небольшое количество упоминаний с использованием терминологии qdš. Девтерономический текст преимущественно отсылает к J-E, и очень редко к P, что объясняет это обстоятельство. Термины qedēšâ и qādēš несут исключи- тельно негативный смысл, что связано с императивной монотеистической пози- цией авторов текста. Девтерономическая реформа и последующий вавилонский плен уничтожили остатки почитания языческих божеств у евреев. Библиографический список 1. Кочергин, С. С. Ашера, кедеши и представления о «святости» у древних евреев в допленный период / С. С. Кочергин // Проблемы истории, филологии и культуры. – 2020. – № 1 (67). – С. 399–411. 2. Тантлевский, И. Р. Введение в Пятикнижие / И. Р. Тантлевский. – М., 2000. 3. Тантлевский, И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. до н. э. / И. Р. Тантлевский. – СПб., 2013. 4. Baden, J. S. J, E, and the Redaction of the Pentateuch / J. S. Baden. – Tü- bingen: Mohr Siebeck, 2009. 5. Baden, J. S. The Composition of the Pentateuch: renewing the documentary hypothesis / J. S. Baden. – New Haven, L.: Yale Univ. Press, 2012. 6. Botterweck, G. J. Theological Dictionary of the Old Testament / G. J. Botter- weck, H. Ringgren, H.-J. Fabry. – Vol. 12. – Grand Rapids, 2003. 7. Gordon, J. New Bible Commentary / J. Gordon, J. A. Wenham, D. A. Motyer, R. T. Carson. – Leicester, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=