Тульская историческая весна - 2021

255 распространенного неяхвистского культа, например, Баала). О громе, молниях, густом облаке и трубных звуках (атмосферные явления) сообщает E, а о дыме, огне и колебании горы (геологические явления) – Яхвист. Источники дополняют друг друга, опираются на какие-то общие более древние тексты, при этом сложно строить те или иные предположения о происхождении каких-то различающихся культов, кроме их постепенного объединения. Но эта эклектичность характерна для развитого политеизма. В 22-й главе Элохист еще раз подчеркивает необхо- димость соблюдения установленных заповедей для достижения святости. «Книга завета» (21:1–23:33) вся представлена текстом E. Авторство элохистиче- ской традиции, возвеличивающей роль Моисея, принадлежит израильскому ле- виту (левитам) из Силома, чья генеалогия восходит к некоей группе пралевитов, может быть племен с глубоко религиозным теократическим укладом, иницииро- вавших события Исхода. Интересно, что как раз источник E в большей степени уделяет внимание вопросам культа, а историографически, именно из E учеными был выделен позднее священнический источник P (VIII – начало VII вв. до н.э., к этому же времени J сливается с E), который занимает существенную часть книги Исхода и Пятикнижия. Однако автором являются жрец или группа жре- цов-ааронидов из Иудеи. Стихи Исхода 24:12–31:18 полностью принадлежат священническому ис- точнику с его прямым назначением, подразумевающим описание различных предметов и процессов, связанных со священническим служением. Это именно тот материал, который слабо представлен в J-E, где ведущая роль отводится про- рокам. В тексте P, напротив, священничество возвеличивается и играет ведущую роль. Описывается устройство ковчега, скинии, одежда священников, а также другие предметы культа и церемонии. Для обозначения тех или иных признаков, или предметов используется группа из трех основных терминов: qdš, qōdeš, qādôš. Спектр значений для этих слов составляют: святое, святая-святых, святи- лище, святыня, священный, посвящение, освящение. Источник P, делая Яхве бо- лее отстраненным от человека, устанавливая жрецов как посредников, ограждает божественную святость, выделяет ее границы, делает более «осязаемой» и опас- ной для неподготовленных. Священническому автору принадлежит и вся книга Левита. Как видно, она изобилует упоминаниями о святости, подробно раскрывая правила для священ- ников (Лев. 8-10), законы жертвоприношения (Лев. 1-7), ритуальной чистоты (Лев. 11-16) и последовательность действий по приобщению Израиля к «царству священников и святых» (Лев. 17–26 – «Кодекс святости»). Святыней (qōdeš) жре- ческий источник называет остатки хлебного приношения (Лев. 2:3, 10; 6:16–18; 10:12; 21:22); жертву за грех (6:25–27, 29; 10:17); жертву повинности (7:1, 6; 14:13); мирную жертву (19:8); заклятое (27:28, 33). Повествуется о священных (qōdeš) собраниях (Лев. 23), юбилейных годах (25:10, 12), законах святости деся- тины, обетов и территорий (Лев. 27). Книга Чисел представлена авторством J-E-P-R, хотя священнического мате- риала там весьма много, и подавляющее большинство искомых упоминаний

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=