Тульская историческая весна - 2021
254 qdš (STR 6942) qōdeš (STR 6944) qādôš (STR 6918) miqdāš (STR 4720) q e dēšâ (STR 6948) qādēš (STR 6945) R Чис. 28:7, 18, 25, 26; 29:1, 7, 12 * (Составлено по Синодальному переводу Ветхого Завета). Дальнейший синтез этих данных дает возможность сделать ряд выводов и замечаний. Несмотря на то, что в книге Бытия освящаются многие вопросы, касающи- еся природы Бога, о его святости можно строить лишь предположения, а един- ственная вставка qdš в Быт. 2:3 о происхождении субботы принадлежит сравни- тельно позднему (конец VIII – нач. VII вв. до н. э.) источнику P жреческого про- исхождения, что обуславливает данное упоминание. Целью автора вставки могло быть дополнительное обоснование древности и важности субботнего праздника, составляющего важнейшую часть культа. Суббота была божественно освящена, нарушать покой было нельзя. Источники J-E составляют большую часть Бытия и посвящены вопросам, имеющим, преимущественно, светский, политический и генеалогический харак- тер, поэтому религиозная тема святости здесь не фокусе изложения. Что касается термина q e dēšâ, используемого Яхвистом в пассаже об Иуде и Фамари (Быт. 38), то он имеет языческие, ханаанейские корни, отсылает к древнему понимаю свя- тости, при этом негативная коннотация отсутствует. Фамарь является соучастни- цей родословной Давида, а сюжет относится к ассоциируемой с J и связываемой с ааронидами южной давидической традиции, датируемой в первоначальной ре- дакции – XI–X вв. до н. э. [1, с. 124] В книге Исхода ситуация начинает меняться, затрагиваются религиозные и культовые аспекты, вплоть до конкретных указаний, поэтому в тексте обра- щает на себя внимание употребление терминологии qdš авторами всех источни- ков. Святость – одна из главных тем книги, постижение Бога Исхода происходит на личном опыте через приобщение к его святой природе, через нравственное поведение и искупительные жертвоприношения. Яхвист повествует о встрече Моисея с Богом в сюжете о несгораемом терновом кусте (Исх. 3:1–5), требует снять обувь и не подходить ближе, соблюдая святость места. Строки пассажа об освящении «первенцев» мужского пола (Исх. 13:1–16) (передача на служение или жертвоприношение) принадлежат перу Элохиста, а описываемый феномен имеет очень древнее происхождение. В тексте J под названием «Песнь о море» (Исх. 15:1–19) Яхве являет собой верх божественной святости и ведет народ к Синаю и в обетованные земли Ханааана. В девятнадцатой главе Элохист говорит о теократии, об «уделе Божьем», руководящей роли священников. Ис- точник J сообщает о трехдневном освящении народа перед схождением Яхве на вершину Синая, о заклятости нарушителей и освящении священников (видимо,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=