Тульская историческая весна - 2021

247 Так, образ птицы является фигурантом-демиургом, который сотворил Мир. Именно птица-демиург, ныряет на дно Мирового океана и приносит кусочек земли, из которого создаётся мировое пространство. Из славянских традиций и славянского миро- воззрения известно, что птица относится к древ- ним культам родового славянского общества. Мо- жет быть, поэтому греко-византийская изобрази- тельная традиция, в образе птицы счастья, при- шлась русским по душе. Образ орла – считается солярным символом, который является атрибутом солнечных богов во многих различных культурах Он символизирует духовное начало, освобожде- ние, вознесение, победу, гордость, величие, царст- венное происхождение, власть, сила. В коллекции суджанских мастеров образ пти- цы один из любимых. Об этом свидетельствует коллекция Ю. С. Спесивцева, в которой есть фи- гурки «Петух», «Сорока» и «Гуси», «Ворона», «Лебедь», «Тетерев», «Соловей», «Пан и сокол». Последняя из них наделена сакральным смыслом. Так, у древних славян сокол являлся воплощением настоящего мужества, храбрости и самотверженности. В нем наши далекие предки видели силу неба. Образ сокола нес мощную энер- гию своему владельцу, а также воодушевлял его перед битвой и настраивал на положительный ее исход. В славянской культуре известны два мсокола – Рарог – огненный дух, которому покровительствовал бог Сварог и Финист – асоцииро- вавший с победой и удачей. К образу птицы обращается и мастер декоративно-прикладного творчества, заведующая филиалом Областного бюджетного учреждения культуры «Курский Дом народного творчества» Суджанский Центр народных промыслов и реме- сел Ольга Несмачная. Она является автором удивительного глиняного сосуда «Петух» [10]. По народной традиции такую вазу использовали наши предки, во время праздника «Троица». Они собирали лекарственные травы: вставляли засушен- ные букетики в отверстия, расположенные на месте крыльев. Ставили «Петуха» в избах на почётное видное место, так как он являлся символом Солнца, Вестни- ком Зари и духовного возрождения, символом предвидения, храбрости, бдитель- ности, мужества, надежности. У римлян он означал «третью стражу времени»: между полуночью и утрен- ней зарей. Петух считался защитником от всякого рода зла. Считается, что ноч- ные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Красный петух отво- дит пожар от дома, а белый – привидений. Восточные славяне перед вселением в новый дом запускали туда петуха. Если он благополучно проводил там ночь – в дом можно было вселяться без опасений. О. Несмачная. «Петух» [10]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=