Тульская историческая весна - 2021

246 Искусство также является частью культуры. Зачатки искусства прослежива- лись ещё в древние века, (наскальные рисунки, музыкальные инструменты, сде- ланные из костей и кожи животных, а также магические обряды и ритуалы и др.). Созданный человеком мир вещей является объектом декоративно-прикладного искусства. Такой мир заключает в себе художественно-образное представление о красоте, о мире, о гармонии. Искусство, безусловно, символично, и таким оно было изначально. Словарь Д. Н. Ушакова определяет понятие «символ», как от (греч. symbolon – знак, пер- вонач. условный опознавательный знак для членов какой-нибудь организации, тайного общества) Предмет или действие, служащее условным знаком чего-ни- будь, выражающее, означающее какое-нибудь понятие, идею» [11]. Наиболее ясно это понятие обосновал Н. А. Бердяев, который отмечал, что «символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире» [3]. Во времена наших предков символика являлась тайным знанием, которое охранялось узким кругом посвящённых. Всплеск интереса к символам в совре- менном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей. Изучением данной темы занимались Н. Д. Арутюнова, В. М. Рошаль, В. Б. Кошаев, Ю. М. Лотман, Б. А. Рыбаков и др. [2; 5; 7, с. 146; 8; 11; 12]. Одни из главных и важных функций народного искусства является обраще- ние к духовным корням прошлого. Суджанский край является колыбелью народных традиций, которые ак- тивно возрождаются в настоящее время умельцами и мастерами, проживающими в районном центре. Среди них – мастер гончарного производства Ю. С. Спесив- цев, народные мастера А. В. Кучеров и О. Несмачная. Следует подчеркнуть, что издавна Суджа считалась столицей гончарного производства в Курском крае. Здесь, в ее окрестностях местными жителями были обнаружены залежи высококачественной глины, из которой научились масте- рить глиняную посуду и детские игрушки. Появилась целая слобода – Гончарная, где проживали искусные мастера, объединившиеся в гончарный ремесленный цех еще в ХVII в. Особенностью суджанского керамического промысла является технология изготовления фигурных сосудов, выполненных в виде самобытных животных и птиц, а также игрушек-свистулек. Еще в 1854 г. в журнале «Вестник географи- ческого общества» назывались такие суджанские керамические фигурные со- суды как «Быки», «Медведи-самовары», «Орлы», «Бараны», «Петухи», «Львы», «Гуси» (40 наименований сосудов). Ю. С. Спесивцеву удалось установить, что могли также изготавливать и такие фигурные сосуды как «Утка», «Царь-гусак», «Казак», «Кабан». Эти и другие фигурки предназначались, в основном, для об- рядов и использования различных напитков. Каждый из них представлял из себя определённый сакральный образ. По мнению А. Чекалова «образ в декоративно-прикладном искусстве – это сложная категория, которая включает «три уровня смыслов: образ отдельного предмета, образ среды, в которой функционирует предмет, образ исторической эпохи, к ко- торой предмет относится» [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=