Тульская историческая весна - 2021

233 производства (цикл 1); амфоры из открытых археологами складов керамической тары до момента разлива вина (цикл 2); амфоры с вином на месте продажи из открытых археологами складов в доме торговцев (цикл 3); амфоры из затонув- ших кораблей в процессе доставки вина следующему покупателю или сразу по- требителю (цикл 4); и амфоры после их утилизации (цикл семь). Именно послед- ний седьмой цикл даёт основной археологический материал [8, с. 126]. В предложенной схеме бытования амфор возможно обнаружение целых ам- фор по которым во многом выделяются типы и виды, определяется хронология. О. В. Шаров отмечает, что у каждой категории людей прошлого – производите- лей, продавцов и потребителей могли быть разные критерии для выделения своих «производственных типов» и «вариантов» [8, с. 109]. По мнению С. Ю. Монахова для современников существовали не типы, а совокупность одновременно бытую- щих экземпляров понятных и производителю и покупателю [7, с. 15]. С. Ю. Внуков считает, что для изготовителя амфор в первую очередь было важно создать определенное тулово, ножку, венчик, а разработка отдельных де- талей зависели уже от производственных традиций того или иного керамиче- ского центра. Всего С. Ю. Внуковым выделено шесть классообразующих при- знаков амфор раннего римского времени, при этом наиболее показательным яв- ляется, по его мнению, объем амфор, от которого напрямую зависели линейные размеры керамических сосудов. В качестве наиболее показательного класса об- разующего морфологического признака-маркера С. Ю. Внуков выделил форму сечения ручки, которые часто лежали в основе традиционного номенклатуры из- готовления тары. Наличие поддона и ширина горла являются дополнительными признаками такой номенклатуры [2, с. 56]. Наиболее логичным является вопрос – насколько же современные типоло- гии керамической тары отражают реальность тех лет? Производство амфор, с от- личительными морфологическими признаками могли зависеть, как и от заказ- чика, так от производителя, так и от покупателя. Как отмечают многие исследо- ватели, форма амфоры, ее морфология напрямую зависели от производственного центра, которые изготавливал партию амфор заданной заказчиком формой и ука- занного декора, либо просто согласовывалось, используя технологию, присущую своей мастерской [8, с. 114]. Заказчик также мог определять или просто согласо- вывать с производителем объем, общую форму товара (один из принятых ма- стерской стандартов), цвет и отдельные специфические детали, которые должны отличает именно его продукцию. Для продавца не меньше других морфологиче- ские признаки играли важную роль в определении товара, выставляемого на про- дажу. Но, в период поздней античности можно наблюдать, что заказчик, изгото- витель и продавец – одно и тоже лицо. Это связано с особенностями производства и внутренней торговли того времени свидетельствующей о натурализации форм хозяйства. На Боспоре натурализация хозяйства начала проявляться ещё когда существо- вали развитые формы товарного производства и продолжалась торговля с гре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=