Тульская историческая весна - 2021

213 Такое положение дел сохраняется и в букваре А. И. Воскресенской за 1950 год, который начинается с портрета И. В. Сталина и фразы «Сталин ду- мает о нас» [9, с. 3], который постепенно сменяется текстами о заботливой семье, детях-помощниках и бабушках. В букваре того же автора за 1951 год самым ярким проявлением государствен- ной заботы о гражданах является стихотворение о Моссовете: «Моссовет в Моск- ве хозяин. Он заботится о нас: в новый дом переезжаем – он дает в квартиру газ» [10, с. 64], в данном случае благодарность за заботу должна быть направлена не самому главе государства, а Моссовету. Это объясняется тем, что данных текст находится внутри блока «Москва», в котором все тексты и иллюстрации посвя- щены столице. Однако через образ заботы города о жителях также осуществля- лась забота государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменившийся под влия- нием прошедшей Великой Отечественной войны институт семьи требовал осо- бого внимания со стороны государства. В лице вождя И. В. Сталина с детства старались прививать уважение, терпение и заботу о родных. При этом, стоит от- метить, что государство стремилось обеспечить формирование положительного образа семьи, в идеале, из 4 человек: отца, матери, сына и дочери, которые обя- зательно должны были друг о друге заботиться. Дети были главными помощни- ками по хозяйству, в мелких бытовых делах. Особым вниманием удостоили стар- шее поколение: в букварях и книгах для чтения содержится множество текстов о заботе бабушек о внуках (и наоборот). Далее, с развитием учебных пособий, пополнялся и круг тем, о которых гос- ударство старалось заботиться со страниц книг: добавилась проблема государ- ственной опеки над сиротами, расширился круг деятелей, которые заботливо смотрели со страниц букварей на читателей, осуществляя тем самым воспита- тельное воздействие на детей. Помимо этого отдельно стоит отметить тот факт, что с начала 1950-х годов в учебных пособиях глава государства был не только политическим лидером и источником счастья для всех (взрослых и детей). Образ И. В. Сталина харак- теризовали как образ родной матери, и наоборот. Этот механизм был необхо- дим для формирования внутренней установки детей на доверие первому лицу государства. Библиографический список 1. Безрогов, В. Г. «У ребят своя забота»: Модели поведения в советском учебнике для начальной школы 1930–1970-х годов / В. Г. Безрогов // Вопр. вос- питания: Науч.-практ. журн. – 2015. –№ 1 (22). – С. 14–23. 2. Воскресенская, А. И. Букварь / А. И. Воскресенская. – М.: Учпедгиз, 1951. 3. Костин, Н. А. Букварь / Н. А. Костин. – Л.: Учпедгиз, 1946. 4. Костин, Н. А. Букварь / Н. А. Костин. – Л.: Учпедгиз, 1947.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=