Тульская историческая весна - 2021

212 Больше упоминаний о семье содержит букварь С. П. Редозубова за 1949 год. При чем автором пособия явно была поставлена задача воспитать в детях жела- ние помощи взрослым, взаимную заботу в семьях. Например, на с. 74 содержатся текст и визуальный компонент, иллюстрирующий этот текст, повествующий о мальчике, который ходил на рыбалку и принес рыбу для мамы. Ее похвала ребенку и обещание приготовить рыбу осуществляет обратную связь внутри семьи [6, с. 74]. Заботиться детей о своих родных ярко призывает текст со с. 88 «Больная мама» [6, с. 88], в котором говорится о внезапно заболевшей матери и заботе детей о ней. Государство сохраняло таким образом идеальное представ- ление о взаимной заботе внутри института семьи. Также большое внимание уделялось проявлению заботы о детях со стороны государства, а выражалась она в проявлении любви вождя к детям: «любит детей и заботится о них» [6, с. 95], закреплялся образ единственного источника счастья в его лице: «Радость и счастье твое от него. Сталин – великое имя его!» [6, с. 95]. Из букваря С. П. Редозубова за 1952 год можно понять, что тема семьи и семейной заботы друг о друге расширилась. Помимо текстов и иллюстраций о помощи маме, увеличивается количество текстов о помощи бабушкам. Напри- мер, на с. 87 текст повествует нам о заботе бабушки о внуках, а когда та по состоянию здоровья уже не могла проявлять столько заботы, как раньше, ее про- являют внуки по отношению к бабушке [7, с. 87]. Наиболее яркие примеры государственной опеки о детях присутствуют в букварях за авторством А. И. Воскресенской. Например, с. 59 повествует о со- здании детского дома, где живут сироты: «Этот дом построил Совет. Спасибо Совету!» [2, с. 59]. Букварь Воскресенской примечателен тем, что содержит в себе множество образов государственных деятелей и, наряду с традиционным указанием на благо, исходящее от Сталина: «Да здравствует мудрый вождь и учитель трудящихся Иосиф Виссарионович Сталин!» [2, с. 93], содержится изображение Вячеслава Михайловича Молотова и его характеристика: «друг де- тей. Он заботится о детях» [2, с. 93]. Такое положение должно было сформиро- вать внутреннее доверие детей к личности и деятельности каждого из них. Книги для чтения детей также полнились темой семейной заботы. Напри- мер, «Родная речь» за авторством Е. Е. Соловьевой за 1946 год прославляет каж- додневные подвиги матерей: «Кто вас, детки, крепко любит, кто вас нежно так голубит, не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? – Мама дорогая!» [8, с. 14]. Интересно, что в дореволюционные буквари было включено это стихотворение, потом оно исчезло, и в 1940-е годы авторы вновь решили включить это стихо- творение в пособие. Далее в этом пособии происходит плавный переход от темы семьи к описанию образа главы государства, в котором И. В. Сталину приписы- ваются те же характеристики, что и матери: «Споем же, товарищи, песню о са- мом большом человеке, о самом родном и любимом – о Сталине песню споем!» [8, с. 53]. Такой переход обеспечивает ассоциативную связь заботы вождя и ма- теринской заботы. Это оформляет в голове ребенка отожествление образа семьи и образа государства, что являлось одной из задач государства на тот момент.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=