Тульская историческая весна - 2021

211 нормы). Поэтому нужно было создать универсальный образ внимательного наблюдателя-вождя. Закономерным для всех пособий будет расширение внимания к институту семьи, но с помощью каких механизмов формировали послевоенные семейные ценности, и что это были за ценности? Как государство заботилось о семьях и детях со страниц учебных пособий? Закономерность обращения к теме частной семейной заботы В. Г. Безрогов называет «кризисом сталинской заботы 1943– 1948 гг.» [1, с. 17], и происходит он на фоне общего системного кризиса внутри государства. Рассмотрим подробнее, как государство стремилось окружить забо- той детей и какие семейные ценности им прививались. Особую значимость для анализа этой проблемы в учебных пособиях после- военного десятилетия занимают «Буквари» за авторством Н. А. Костина. Первым стоит проанализировать его букварь 1946 года издания. Начинается он с того, что дети после активного летнего отдыха собираются и приходят в школу, где их ждет учитель. Иллюстрация на с. 12 нам показывает часть ребят, которые при- лежно сидят за партами, педагога, который ведет урок и портрет вождя СССР [3, с. 12] – И. В. Сталина, который терпеливо наблюдает за детьми. Его изображение в букваре 1947 года уже исчезает, сменяясь большим количеством правил гиги- ены, и класс кажется уже пустым без его взора [4, с. 14]. Это можно объяснить некоторым спадом в идеологическом накале, но изображение вождя государства еще не раз окажется перед взором читателя-ребенка. Снова глава государства предстает на специально отведенной для него странице, которая с незначитель- ными изменениями, но переходит из букваря в букварь, протягивая красной ни- тью идею о том, что И. В. Сталин – «Вождь, друг и учитель» [3, с. 92]. Примечательно, что в конце букваря Н. А. Костина за 1946 год особое место отводится благодарностям в сторону государства: «Спасибо, родная страна! - За детство счастливое наше» [3, с. 96], которые вновь сопровождаются изобра- жением вождя. Так начинается плеяда образов государственной заботы, которые должен увидеть ребенок, занимающийся по этим букварям. Непосредственно тема семьи наиболее полно начинает раскрываться в букварях Н. А. Костина с 1947 года, когда школьные занятия плавно сменяются помощью детей взрослым при сборе урожая [4, с. 11–13]. Помимо этого, для букварей данного автора единым является текст сказки «Репка», целью которого было донести до детей, что взаимопомощь - главная ценность, к которой нуж- но стремиться. В этом же букваре начинает появляться образ идеальной семьи – 4 человека: мама, отец, сын и дочь, который будет поддерживаться в букваре другого ав- тора – С. П. Редозубова [6, с. 49]. Но самым ярким и первым проявлением заботы внутри семьи в букваре Редозубова будет являться иллюстрация в пособии за 1946 год, на которой мама собрала вокруг себя детей и читает им вслух, а они, в свою очередь, с интересом слушают ее [5, с. 18]. Такое изображение не было свойственно букварям более раннего периода, тема семьи в послевоенное деся- тилетие стала более популярной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=