Тульская историческая весна - 2021
197 Ответственность за начало гражданской войны советские газеты перекла- дывали на своих противников. Таким образом они снимали с большевиков от- ветственность с братоубийственной войны. Массовость войны они объясняли тем, что народ встал на защиту своих прав против своих классовых врагов. Не- удачи социальной и экономической политики большевистские журналисты спи- сывали на происки внутренних и внешних врагов [3, с. 185]. Стоит сказать, что деятельность советской пропагандисткой системы была довольно эффективной – это можно понять по численности Красной Армии в сравнение с белой. Историк Е. З. Волков приводит численность красных на 1 сентября 1920 года в 3 538,0 тыс. человек, в период расцвета белогвардейского движения численность белой армии не превышала 682,0 тыс. человек, а с обслу- живающим персоналом гарнизонами, штабами, санитарно-врачебными военны- ми организациями и прочим эта численность может быть доведена до 1 023,0 тыс. человек [1, с. 184]. Конечно, не только пропаганда влияла на численность воору- жённых формирований противоборствующих сторон, однако она играла важ- ную роль в этом. Таким образом советская система агитации и пропаганды начала формиро- ваться с первых же дней прихода к власти большевиков. Однако по началу дея- тельность информационного агентства была довольно неэффективна из-за отсут- ствия большого числа квалифицированных кадров, саботажа бывших сотрудни- ков ПТА и независимости провинциальных информационных учреждений. По- ражения 1918 года заставили советское руководство пересмотреть свою страте- гию и на основе ПТА сформировать новое информационное агентство – РОСТА. Российское телеграфное агентство в свою очередь стало центральным информа- ционным органом, проблема лояльности была решена за счёт того, что значи- тельная часть сотрудников были членами РКП(б). Проблема малого количества опытных сотрудников не могла быть решена в кратчайшие сроки, существовали местные отделения как с хорошо подготовленным составом, так и с неопытными авторами, что сказывалось на конечном результате, хотя это старались компен- сировать энтузиазмом. Тем не менее РОСТА стало мощным и монолитным учреждением, которое развернуло по всей стране успешную агитационно-пропагандистскую деятель- ность. Оно умело преподносило населению мифы, переплетённые с правдой. Впоследствии место РОСТА займёт более знаменитое Телеграфное агентство Советского Союза, однако свои корни ТАСС не забывает до сих пор. Библиографический список 1. Волков, Е. З. Динамика народонаселения СССР за восемьдесят лет / Е. З. Волков; Предисл. С. Г. Струмилина. – М.; Л., 1930. 2. Декрет о печати. 27 октября (9 ноября) 1917 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. – М., 1972.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=