Тульская историческая весна - 2021
195 поздно начали задумываться о создание собственных пропагандистских струк- тур, по сути, оставляя эту важную работу на местных газетах. Большевики же, напротив, захватив власть, были вынуждены с перового дня заняться агитацией среди населения для удержания своих позиций. Начав свою историю как револю- ционная партия они уже знали, что такое агитационно-пропагандистская деятель- ность и активное ей пользовались. Пускай не сразу, но большевики всё-таки сумели создать мощную и монолитную систему пропаганды, которая успешно справлялась с новыми вызовами достаточно долгое время. Принципы и особенности советской пропаганды были заложенные именно в период гражданской войны. Основными средствами распространения агитации и пропаганды в те годы были – газеты, плакаты и листовки. Однако они в свою очередь брали информа- цию и зачастую распространялись специальными осведомительными агентст- вами. Наибольший интерес из них представляет советское – российское теле- графное агентство (далее – РОСТА). Созданная на базе Петроградского теле- графного агентства (далее – ПТА) оно являлось крупнейшим отечественным ин- формационном учреждением времён гражданской войны. Свои истоки РОСТА берёт ещё в 1904 году, когда было основано Санкт- петербургское телеграфное агентство (далее – СПТА). Оно являлось первым официальным информационным агентством России и было создано благодаря усилиям нескольких министерств – Министерству финансов, Министерству внутренних дел и Министерству иностранных дел Российской империи. 21 июля 1904 года проект подписал Николай II, а уже в сентябре этого же года СПТА начало свою деятельность. С началом первой мировой войны учреждение пере- именовывают в – Петроградское телеграфное агентство и уже с таким название оно встречает революцию. 7 ноября 1917 года задание ПТА занимает отряд балтийских моряков по ко- мандование комиссара Военно-революционного комитета Леонида Старка. В этот же день новость о революции расходится по всему миру. Придя к власти большевики сразу пытаются установить информационный контроль, 9 ноября издаётся Декрет о печати, фактически нарушавший свободу слова и нацеленный на ликвидацию буржуазной печати [2, с. 57–58]. Мотивировалось это тем, что в печать в руках буржуазии может угрожать завоеванием революции, а также подчёркивалось временность этого постановления. Необходимость иметь полную информацию о текущих событиях заставила советское правительство декретом от 1 декабря 1917 г. возложить на ПТА функ- ции центрального информационного учреждения при СНК [3, с. 79]. Однако его деятельность ослабляли нелояльные члены ПТА, часть старых кадров либо отка- залась сотрудничать, либо переходили на службу в иностранные государства. Серьёзно же взяться за создание системы пропаганды, большевиков заста- вили поражения 1918 года. 7 сентября принимается постановление ВЦИК о со- здание Российского телеграфного агентства теперь именно оно является цент- ральным советским информационным органом [4, с. 62–63]. Ему начинают под- чинятся с этого момента независимые провинциальные информационные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=