Тульская историческая весна - 2021
193 Таким образом, можно выделить ряд причин недовольств учащихся гимна- зий в начале XX в. Первой причиной является то, что система среднего образо- вания на рубеже XIX–XX вв. зашла «в тупик» и не могла решать назревшие во- просы, а также выполнять воспитательную функцию. В связи с чем, школа упу- стила возможность влиять на формирование личности учащихся гимназий и их настроения. Из этого вытекает следующая причина, т.к. для сдерживания недо- вольств система среднего образования ввела чрезмерные меры по надзору и конт- ролем за учениками, то вызвала негативное отношение к ней гимназистов. Они хотели жить своей обычной жизнью без чрезмерного контроля, иметь возмож- ность собираться вне школы, не бояться исключения из гимназии за малейшую провинность. Отправной точкой в открытых выступлениях стала Революция 1905 г. Гимназисты решили активно действовать для достижения своих целей. Указанные причины взаимосвязаны и взаимозависимы. При наличии у системы среднего образования четкого курса, она могла бы взять контроль над учениками без крайних мер и во многих вопросах смогла пойти на встречу учащимся. Библиографический список 1. Бушмаков, А. В. Повседневность провинциальных гимназистов в начале ХХ века / А. В. Бушмаков // Южно-рос. журн. социал. наук. – 2006. – № 3. – С. 118–131. 2. Ватник, Н. С. «Школьная смута» 1905 г. как феномен революции / Н. С. Ватник // Рос. история. – 2016. – № 4. – С. 113–118. 3. Динзе, В. Очерки по истории среднешкольного движения / В. Динзе. – СПб., 1909. 4. Знаменский, С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905–1906 и их значения / С. Знаменский. – СПб., 1909. 5. Перцев, В. В. Гимназическое образование в дореволюционной России: вто- рая половина XIX – начало XX века / В. В. Перцев // Концепт. – 2003. – № 1. – С. 1–7. 6. Тебиев, Б. К. Студенческая и учащаяся молодежь в революции 1905– 1907 гг. / Б. К. Тебиев // Высш. образование в России. – 2017. – № 2. – С. 157–168. 7. Ушаков, А. В. Учащиеся средних учебных заведений России в общест- венно-политическом движении на рубеже XIX–ХХ вв. / А. В. Ушаков, О. А. Об- разцова. – М., 1999. 8. Устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения 1871 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://музейреформ.рф/node/13668 (дата обращения: 12.02.2021.) 9. Правила для учеников гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения [Электронный ресурс]. – URL: http://glukhov-gymnasien.com/?id=112 (дата обращения: 15.02.2021). 10. Правила о взысканиях (1874 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://glu- khov-gymnasien.com/?id=117 (дата обращения: 15.02.2021).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=