Тульская историческая весна - 2021

192 определить единое направление в развитие российской системы гимназиче- ского образования, что отрицательно сказывалось на его эффективности. В итоге в XX столетие российская средняя школа вступила с рядом нерешённых проблем [5, с. 7]. Старая система классического образования перестала устраивать всех – родителей, учащихся, прессу. Как пишет Н. С. Ватник, ее открыто критиковали за отсутствие индивидуального подхода, отсутствие связи с семьей, чрезмерный контроль учащихся вне стен школы, за низкий уровень подготовки выпускни- ков [5, с. 4]. Еще одну причину школьных бунтов исследователи связывают с повседнев- ной жизнью учащихся [4, с. 47]. Гимназистов того времени интересовала не только учеба и перспектива поступления в университет или институт, в свобод- ное от занятий время они любили развлекаться. Многие увлекались театром, ли- тературой, музыкой, спортом, любили отдыхать и проводить время с друзьями. Однако условия Устава 1871 г. поставили это все под запрет, что приводило к определенным ограничениям в повседневной жизни. Как отметил Ю. В. Буш- маков, важную роль в формировании личности школьника и его настроений, иг- рала не гимназия и изучаемые дисциплины, как это было раньше, а круг общения учащихся или же товарищество [1, с. 120]. Именно это формировало у учеников определенные взгляды, традиции, умение слушать своих товарищей, высказы- вать свое мнение и считаться с чужим. Система среднего образования перестала справляться со своей воспитательной функцией, т. к. переместила всё внимание и ресурсы на контроль и надзор за учащимися гимназий во избежание каких- либо выступлений. Она утратила возможность как-то влиять на мировоззрение и жизненные взгляды гимназистов. И тогда настроения учащихся стали форми- роваться при помощи других внешних факторов [1, с. 115]. Гимназисты находи- лись под надзором, были ограничены в своих действиях вне школы и лишены права распоряжаться своим свободным от учебы временем. Это все накаплива- лось у учащихся, пока не достигло пика и не вылилось в гимназические восста- ния [1, с. 113]. Важной причиной выхода гимназических недовольств в мир в качестве вос- станий, протестный акций и любых других активных действий, по мнению Н. С. Ватника, стал феномен революции 1905 г. Именно события 9 января 1905 г. положили начало школьной смуте [2, с.114]. Гимназисты понимали, что терпеть дальше запреты в повседневной жизни и контроль за каждым шагом в школе не- возможно. И произошедшее событие стало благоприятным моментом для вы- ступлений и активных действий. Гимназисты стали создавать нелегальные орга- низации и кружки. В части кружков занимались обсуждением теоретических во- просов и просветительством, а в другой стремились вовлечь молодежь в практи- ческую революционную работу. Гимназисты выдвигали такие требования, как изменение школьной программы, отмена излишнего, с их точки зрения, вне- школьного надзора, отмену обысков, унизительных наказаний, обязательных бо- гослужений, а также получение разрешения на различную внешкольную дея- тельность организацию кружков, родительских комитетов [6, с. 159].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=