Тульская историческая весна - 2021

184 объединение и т. д. говорит о социально-политических процессах, протекающих в данный момент в обществе. Герою советского мультсериала, знаменитому ка- питану Врунгелю принадлежит фраза: «Как вы яхту назовёте, так она и поплы- вёт». К данной ситуации я бы немного переформулировал высказывание: «Как яхту назвали, туда она и плывёт». На данный момент этот вопрос является набирающим обороты направле- нием междисциплинарных исследований на стыке истории, культурологии и гео- графии. Одна из основных наук в этом направлении, изучающая свойства знаков и знаковых систем, их смысл и значение – семиотика. В этом процессе явственно соединяются воля власти (использует переименование как инструмент констру- ирования культурной и политической идентичности, т. е. как раз картины мира), но и общественные настроения тоже имеют огромное значение. Маоза Азарьяху в своей научной статье «The Purge of Bismarck and Saladin: The Renaming of Streets in East Berlin and Haifa, a Comparative Study in Culture- Planning» вводит понятие «город-текст» – культурный конструкт, который при- дает смысл определенному социальному и моральному порядку, представляя ле- жащую в его основе “теорию мира”, одобряющую и санкционирующую его. Написание или переписывание города-текста является примером взаимодей- ствия социально-политических и семиотических процессов в культуре [1]. В ка- честве примера, Азарьяху проводит анализ процесса «вычищения» Бисмарка из Восточного Берлина и султана Саладина из Хайфы в первые послевоенные годы. Но неужели всегда процесс изменение топонимики является переписыва- нием или дополнением города-текста? Или же правильнее будет назвать это па- лимпсестом, на котором из-под новых имён стремятся проступить старые? Насколько устойчив и изменчив «старый текст»? В каких случаях старое выхо- дит опять на свет, или же «новый текст» всё-таки отвоёвывает своё право на жизнь? На эти вопросы мы и постараемся найти ответы. Прежде всего, стоит понять, что переписывание города-текста является, в частности, инициативой сверху, то есть правящая элита, желая утвердить опре- делённый уклад жизни общества, необходимый ей для удержания своей власти, провозглашает официальную версию «прошлого», которая называет существую- щий общественный строй неизбежным и характерным для данной страны итогом истории. При написании города-текста власть так же может преследовать и дру- гие цели: идеологическую (как пример, в Советском союзе в каждом городе были улицы и проспекты, содержащие в своём названии термины коммунистической идеологии: Советская, красногвардейская, красноармейская, пролетарская и т. д.), внешнеполитическую (например, переименование города Санкт-Петер- бург в 1914 г. в Петроград, в связи с участием Российской Империи в Первой мировой войне против Германской империи; так называемый отказ от немецкого языка в названиях) и прочие. Палимпсест же является больше инициативой, требуемой снизу. Палимп- сест – это остаточная историческая память, наполненная знаменательными, вы- дающимися событиями характерными для того или иного названия. Как правило,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=