Тульская историческая весна - 2021
181 С 1885 г. в университетах ввели обязательное ношение формы для студен- тов и, кроме того, требование отдавать честь членам императорской фамилии и университетскому начальству [3, с. 735]. Браки для студентов «во все время пребывания в университете» были под запретом [12, с. 194]. Большинство современников негативно оценили Устава 1884 г. Так, про- фессор Московского университета П. Г. Виноградов, критикуя обязательное внесение платы за обучение, отмечал, что «едва ли сторонники устава 1884 г., сумели бы сами придумать более злую карикатуру на неискренность и внутрен- ние противоречия этого устава, нежели оброк, установленный его составителями во имя свободы преподавания и сближения между профессорами и студентами» [2, с. 547]. Граф и сенатор П. А. Капнист, с 1880 г. исполнявший обязанности попечителя Московского учебного округа, накануне первой русской революции писал: «Устав 1884 г., имевший, прежде всего в виду усиление власти в универси- тете, лишил ее в сущности прочной опоры и повел в конце концов к полной дезор- ганизации университетов» [11, с. 193]. С. В. Рождественский обратил внимание на то, что «устав 1884 г. полнее всех предшествовавших проводил начало подчинения университетов правительственному контролю и влиянию». Он заметил многие не- стыковки с уже имеющимся опытом работы университетов, что вызывало потреб- ность в новых инструкциях и распоряжениях [6, с. 615, 616, 621–623]. Поддержал Устав писатель Б. Б. Глинский: «…Необходимо, чтобы сознание своего долга перед государством деятельно заявляло себя и в профессорской среде. Необходимо, чтобы преподаватели, которым государство доверяет воспи- тание юношества, по природе склонного к добру, были его истинными наставни- ками в науке, а в политическом отношении сознавали бы себя всецело органами государства. Поставление университета под более непосредственное, чем до- ныне, действие правительственной власти должно дать в этом отношении благо- творные последствия» [3, с. 730]. Таким образом, Устав 1884 г. существенно усилил подчинение университе- тов правительству. Что касается студентов, то поступление в университет по- прежнему определялось наличием гимназического аттестата. В университетских стенах за ними устанавливался строгий административный надзор, студентам за- прещалось создание каких-либо организаций. Предполагалось, что студенты должны, прежде всего, получать профессиональные навыки в избранной ими от- расли знаний. Библиографический список 1. Аврус, А. И. История российских университетов: Очерки / А. И. Аврус. – М., 2001. 2. Виноградов, П. Г. Россия на распутье: Историко-публицистические статьи / П. Г. Виноградов. – М.: Территория будущего, 2008.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=