Тульская историческая весна - 2021

178 Университета порядок, установленный особыми для учащихся правилами. Каж- дому Университету предоставляется составлять и представлять на утверждение попечителя сии правила с обозначением в них как действий запрещаемых, так и соответствующих оным взысканий. При поступлении в Университет каждый студент и посторонний слушатель обязываются подпиской в соблюдении озна- ченных правил» [7, с. 23–24]. При этом у каждого университета имелся перечень «запрещаемых дейст- вий», которые отслеживались попечителем [7, с. 11–12]. Случавшиеся наруше- ния рассматривались в специальном университетском суде, который состоял из трёх человек. Судьи утверждались попечителем учебного округа. Обязательным условием являлось то, что один из судей должен был представлять юридический факультет [7, с. 16]. Университетский суд ведал разрешением вопросов наруше- ния в здании университета установленного порядка, а также вопросов столкно- вения между студентами и преподавателями как внутри, так и вне здания уни- верситетов [7, с. 16]. В Уставе оговаривались действия университетской админи- страции в случаях столкновений студентов с представителями административно- преподавательского корпуса, но если проступки учащихся не имели уголовного характера, то для их пресечения не могли быть использованы уголовные меры [7, с. 16, c. 23]. В то же время все опрометчивые действия студентов, идущие вразрез с дисциплинарным уставом, подлежали разбору в университетском суде, который налагал на провинившихся учащихся взыскания в зависимости от тяжести проступков [7, с. 16]. «Посторонние лица», нарушившие «особые правила», вно- сились в «черные списки» и лишались права посещать занятия [7, c. 23]. За совершение преступлений уголовного характера студенты исключались из университета и подлежали уголовной ответственности в соответствии с зако- нодательными нормами Российской империи [7, c. 23]. Кроме того, «вне зданий и учреждений университета» студенты подлежали «полицейским установлениям на общем основании» [7, c. 23–24]. Особое место в Уставе 1863 г. отводилось мерам, направленным на «возвы- шение научного уровня учащихся» [9, с. 122]. Данное положение может свиде- тельствовать о появлении намерений повысить качество образования. В Уставе отмечалось, что главной задачей оставалось создание научно-исследовательской базы для обучения и дальнейшего выпуска квалифицированных специалистов в той или иной области. Изучаемые дисциплины делились на обязательные и вспомогательные, что свидетельствовало об учете в процессе обучения личных предпочтений студентов [7, с. 21]. Кроме того, каждый факультет мог создавать свою учебную программу и утверждать меры к привлечению студентов для за- нятий научно-исследовательской деятельности [9, с. 106]. Однако, комментатор Устава отметил, что: «…не желая признавать в студентах никакой отдельной корпорации, казалось, полезнее для успешного хода преподавания и научных за- нятий молодых людей… видеть в них только жителей университетского города, подчиненных, наряду с другими, обыкновенной полиции и имеющих право по- сещать университетские лекции на известных условиях» [9, с. 117].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=