Тульская историческая весна - 2021

166 о расширении доступа в высшие учебные заведения широким массам, прежде всего пролетарской молодёжи...» [2, с. 34]. Идеи об изменении социальной направленности формирования кадров ин- теллигенции в учебных заведениях легли в основу государственной политики в области высшего и среднего специального образования, которая была провоз- глашена в декрете Совнаркома РСФСР «О правилах приёма в высшие учебные заведения» и в постановлении Совнаркома «О приёме в высшие учебные заведе- ния РСФСР», принятых 2 августа 1918 г. Эти документы способствовали поступ- лению в вузы трудящихся и их детей: отменялись плата за обучение; в проекте постановления СНК «О приёме в высшие учебные заведения РСФСР» подчёрки- валось, что в первую очередь «безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в ши- роком размере стипендии» [7, с. 215]. Тем самым было положено начало преоб- разования высшей школы, расширению сети учебных заведений и демократиза- ции состава студенчества. Позиции «рабочего» студенчества упрочились с созданием рабочих факульте- тов. Первый рабфак был организован при Московском институте народного хозяй- ства в феврале 1919 г. Развёртывание рабфаков ускорилось после принятия Накром- просом 15 сентября 1919 г. постановления «Об организации рабочих факультетов при университетах». Раскрывая значение рабфаков, А. В. Луначарский говорил: «Мы знали, что если мы будем ждать, пока нормальным образом через низшие школы будут проходить новые студенты вверх, то солнце взойдёт тогда, когда роса выест нам очи. Поэтому мы пробили стену в университетах и вузах, и так как в эту брешь рабочий всё-таки впрыгнуть не может, то мы построили там лестницу, кото- рая называется рабфак. Это лестница, при помощи которой рабочий от станка и крестьянин от плуга смогут после усиленнейших трёхлетних занятий пойти в уни- верситет и оказаться там достаточно подготовленным студентом» [11, с. 268]. Рабочие и крестьяне становились слушателями различных курсов, пар- тийно-советских школ, народных университетов. За годы гражданской войны была создана сеть уездных и губернских совпартшкол, в которых в начале 1921 г. занималось уже свыше 14 тыс. слушателей. Интенсивно велась подготовка командных военных кадров в школах и на краткосрочных курсах, которые за 1918 – 1920 гг. выпустили около 80 тыс. ко- мандиров и политработников. Учёба в таких заведениях давала лишь элементар- ное образование, которое являлось фундаментом превращения выдвиженцев в интеллигентов. Усилия государства по развитию сети рабфаков принесли свои результаты: в 1920/21 учебном году в стране действовало уже 54 рабфака, в которых обуча- лось 18 тыс. человек [1, с. 83]. Рабфаки превратились в важный канал продвиже- ния рабочих и крестьян в высшую школу. Опираясь на рабоче-крестьянскую часть против буржуазных и мелкобуржуазных партий за высшую школу, за ста- рое студенчество и профессуру. В годы гражданской войны вузы и средние специальные учебные заведения продолжали выпуск специалистов. И хотя их число было невелико, новое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=