Тульская историческая весна - 2021

165 «устрашить» интеллигенцию и заставить ее не участвовать активно в контр- революции, однако «заставить работать целый слой таким способом невоз- можно» [5, с. 167]. Привлечение буржуазных специалистов на сторону советской власти было не единым шагом для создания интеллектуального фундамента государства, бо- лее важным шагом для успешного выполнения поставленных задач было еще и создание своей пролетарской интеллигенции. В. И. Ленин писал о создании новой интеллигенции следующим образом: «путь к социализму, единственный путь – обучать рабочих практическому делу управления колоссальными предприятиями, организации крупного производ- ства и крупнейшего распределения» [6, с. 263]. Пролетариат провозглашается единственным классом, способным возглавить социалистическое строительство в России. Именно поэтому рабочий класс «должен увеличивать число админи- страторов из своей среды, создавать школы, подготовлять в государственном масштабе кадры работников» [9, с. 270]. Кадры новой интеллигенции должны формироваться двумя основными пу- тями: во-первых, путём выдвижения рабочих и крестьян на руководящие посты и обучения их на практической работе; во-вторых, путём подготовки специали- стов в учебных заведениях. Коммунистическая партия развернула выдвиженче- скую кампанию в широких масштабах. Прежде всего, оно было направлено на создание кадров советского государственного аппарата. Рабочие и крестьяне стали также главным социальным источником пополнения кадров партийного, профсоюзного аппарата в Красной Армии. Образовательный уровень выдвиженцев был низким, что мешало их плодо- творной работе. Тем не менее, именно они несли на своих плечах основную тя- жесть управления страной. В 1921 г. среди ответственных работников лиц с выс- шим образованием было лишь 3,3 %, а со средним – 16,9 %. Рабочий класс вы- двинул из своей среды, особенно их числа партийных и профсоюзных активи- стов, значительную долю хозяйственных руководителей. За период с 1918 по 1921 г. на командные должности в промышленности и других отраслях произ- водства было выдвинуто свыше 3,5 тыс. рабочих и более 2 тыс. крестьян [3, с. 9]. В сложной обстановке первых послеоктябрьских лет не было возможности организовывать глубокую теоретическую подготовку выдвиженцев. А это приво- дило к тому, что выдвижение на руководящую работу трудящихся, не имевших ни специального образования, ни опыта подобной деятельности, вступало в про- тиворечие с масштабом и сложностью задач, которые им приходилось решать. Партия ценила возможности выдвиженчества, но в то же время видела его ограниченность. Ведь для того, чтобы управлять, говорил В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно знать технику этого производства на её современной высоте, нужно иметь известное научное образование» [8, с. 215]. Организуя революционное преобразование высшей и средней специальной школы, партия на первый план выдвинула задачу изменения социального состава студенчества и идейно-политической направленности обучения. В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским подчеркнул, что «всемерно надо позаботиться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=