Тульская историческая весна - 2021
164 Больше всего большевиков в российском обществе интересовало одно сильно выделяющееся на общем фоне социальное явление – интеллигенция. Именно на представителей этой части населения будет направлен пристальный взор совет- ского государства. Наиболее значительное преобразование, которое готовили большевики ин- теллигенции – это создание новой, социалистической интеллигенции. В. И. Ле- нин рассматривал взращивание новой интеллектуальной прослойки как часть об- щего процесса построения социализма, в первую очередь как составную часть культурной революции [6, с. 124]. Выдвинутые Лениным положения составили целостную программу форми- рования «новой» интеллигенции. Она включала в себя: привлечение на сторону большевиков и постепенное перевоспитание в духе социалистических ценностей старых специалистов; выдвижение на руководящую государственную, партий- ную, профсоюзную, военную и хозяйственную работу передовых рабочих и кре- стьян, а также создание условий для повышения их общекультурного и профес- сионального уровня; профессиональную подготовку кадров через систему выс- ших и средних специальных учебных заведений. Эта программа отвечала инте- ресам новой власти, для которой жизненно необходимо было создать интеллек- туальный фундамент для дальнейшего функционирования государства. Политика привлечения к социалистическому строительству старой интел- лигенции позволили постепенно настроить её на сторону большевиков. Чем ближе подходили активные боевые действия развернувшейся в стране Граждан- ской войны, тем сильнее менялись позиции большевиков осуществляемой ими политики. Уже к весне 1918 г. позиции по интеллигенции переходит из русла войны с ней в русло диалога. В. И. Ленин всё больше настаивает на необходимо- сти привлечения на сторону советской власти «мелкобуржуазных слоев», к ко- торым относилась и интеллигенция. Он обращает внимание на то, что в сложив- шихся исторических обстоятельствах «нелепо и смешно было бы настаивать на одной тактике подавления и террора по отношению к мелкобуржуазной демо- кратии, когда ход вещей заставляет ее поворачивать к нам» [10, с. 194]. К середине 1918 г. вопрос об отношении к интеллигенции становится пред- метом серьезных разногласий в партийной среде [5, с. 165]. Задачи социалисти- ческого переустройства общества все отчетливее требовали от новой власти вы- работки более четкой политики в отношении интеллигенции. Данный вопрос стал центральным на проходившем в то время на VIII съезде РКП (б). В. И. Ленин настоятельно требовал, как можно полно решить постав- ленную проблему, так как он определял ее как наиболее важную «для переход- ного периода от капитализма к коммунизму» [5, с. 98]. В своем докладе о пар- тийной программе В.И. Ленин подчеркивал, что первоочередной задачей явля- ется, «поднятие» производительных сил, не ожидая поддержки от других стран. «Сделать это без буржуазных специалистов никак нельзя. Это надо раз и навсе- гда сказать» [5, с. 166]. В то же время он констатировал, что проводимая политика в отношении ин- теллигенции не дала сколько-нибудь значимых результатов: она способна была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=