Тульская историческая весна - 2021

152 Второй составлен Цельсом и обсуждает гипотетический случай, когда очень бед- ный человек вынужден отказаться от своих домашних богов и родовых могил. У «бедняка» всё ещё есть семейное жилье, которое он может потерять. Мнения юристов, по большей части, касались знатных кругов. Отказ Маркиана отнести бедных к категории «низших и презренных», таким образом, сводится к конкрет- ному предписанию, что высокопоставленные мужчины и социальные круги, в которых они вращаются, не должны относиться к бедности как к моральному пятну на во всём остальном почтенной свободнорожденной женщине, которая, тем не менее, обладала некоторыми средствами. Ещё один важный момент, который следует отметить в конституции Мар- киана 454 г., заключается в том, что факт свободного рождения превосходит бед- ность как социально-правовой показатель статуса. Независимо от богатства (или его отсутствия) женщина должна быть рождена от свободнорожденных родите- лей, если её брак с мужчиной высокого положения должен иметь законность. Гипотетически, дочь очень состоятельных, но вольноотпущенных родителей, не могла претендовать на такой союз. Согласно указу Маркиана, Константина сле- дует считать благородным и честным стражем морали не потому, что он любил бедных как таковых, а скорее потому, что он верил, что статус свободного рож- дения является более ценным достоянием, чем богатство: «Ибо кто мог предпо- ложить, что Константин ... считал статус свободного рождения ниже богатства» (Nov. Marc. 4.1). Деньги могли приходить и уходить, но юридический статус женщины как свободнорожденной остаётся неизменным. Таким образом, как показывает Кодекс Феодосия, а именно Новеллы Мар- киана, в середине V в. между тяжущимися, адвокатами и, возможно, судьями возник спор о том, принадлежат ли «бедняки» к разряду «низших и презренных людей», которым по закону Константина запрещалось вступать в неравный брак. Маркиан выступил против такого толкования закона Константина, настаивая на том, что уравнение этих понятий невозможно. Маркиан, очевидно, считал, что бедность не является позором, но «нищие», которых он имел в виду, не были относительно таковыми, просто обладали очень скромным доходом. Более того, император был заинтересован в сохранении достоинства римского свободнорож- денного статуса. Библиографический список 1. Гийан, Р. Очерки административной истории Ранневизантийской импе- рии (IV–VI вв.): Заметки о титулах знати: эгрегий, перфектиссим, клариссим / Р. Гийан // Византийский Временник. – 1964. – Т. 24. 2. Смышляев, А. Л. Civilis dominatio: Римский наместник в провинциальном городе / А. Л. Смышляев // Вестн. древней истории. – 1997. – № 3. 3. Atkins, M. Poverty in the Roman world / M. Atkins; Osborne R. (ed.). – Cam- bridge Univ. Press, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=