Тульская историческая весна - 2021

151 ское предписание быть «любящим бедных» близко к сердцу? Нужно более вни- мательно рассмотреть, кого именно Маркиан определял как «бедного» в указах. Слово «нищий» следует понимать в Новеллах как термин для сравнения: согласно Маркиану, «не должно было быть различия между бедными свободно- рожденными женщинами и женщинами, обладающими богатством и более бога- тым состоянием (opulentiore fortuna)». Нищая женщина, о которой идёт речь, об- ладала некоторым имуществом, но не таким большим, как у других. Как признал император, оглядываясь на эпоху Константина, «во многих случаях умеренные ресурсы (opes modicae) часто достигали большой славы». Ограниченные средства могут проложить путь к социальному росту, а не привести к разорению. В первом титуле от 450 г., адресованного всем народам империи, Маркиан уже повторил имперскую риторику в пользу своих чиновников. Он снова сделал намёк на бедность как относительное понятие: наместники провинций должны «противопоставлять дух целостности богатству» и не пресмыкаться перед теми, кто обладает большим состоянием, и не смотреть свысока на бедных. Какие бы сомнения мы ни испытывали по поводу справедливого и всеобщего доступа к правовой системе поздней Римской империи, от тех, кто пытался воспользо- ваться её преимуществами, ожидалось, что у них будет хотя бы капля экономи- ческих ресурсов. Тяжба стоила недёшево, даже в суде самого нравственно чест- ного провинциального наместника [2, с. 27–28]. Кроме того, в контексте судеб- ного разбирательства оценка того, следует ли классифицировать человека как «богатого» или «бедного», может полностью зависеть от обстоятельств конкрет- ного дела. За три столетия до Маркиана юрист Гай определил слово «богатый» следующим образом: «Богатый (locuples) означает того, кто достаточно состоя- телен по отношению к размеру вещи, за которую истец требует возмещения» (D. 50.16.234.1). По аналогии с принципом Гая, нужно быть осторожными в опре- делении понятия, стоящего за словом «нищий» в римских правовых источни- ках – его предполагаемое значение было контекстуальным, относительно кон- кретной правовой ситуации, которая рассматривалась или обсуждалась. В Новеллах Маркиана нищей, была, скорее всего, женщина среднего дос- татка, возможно, даже женщина высокого ранга, которая потеряла своё семейное состояние и находилась на грани разорения. Она, конечно, не была одной из «по- стоянных бедняков», например, вольнорожденной бродяжкой или нищенкой, или вольнорожденной дочерью фермера. Социальное положение рабыни, воль- ноотпущенницы или вообще любой «позорной» женщины никоим образом не было искуплено или оправдывало её бедностью и страданиями. Постановление Маркиана 454 г. слепо к действительно обездоленным и тем, кто жил на грани выживания. В Дигестах Юстиниана, например, есть только два явных упоминания «обездоленного человека» в контексте римского частного права. Один из них исходит от юриста Трифония и описывает ситуацию, в кото- рой человек, считающий себя очень бедным, составляет завещание, а затем уми- рает, прежде чем узнает, что деловые отношения его рабов на самом деле сделали его богатым (но этот человек явно не был лишен ресурсов) (D. 49.17.19.2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=