Тульская историческая весна - 2021

150 в виду св. Константин в указах, которые он издал». Благочестивый император середины V в. оглядывается на первого христианского правителя и, возможно, слишком охотно оправдывает своего предшественника. Выражение «низшие и презренные люди» вполне могло быть использовано для обозначения «бед- ных» в законодательстве начала IV в. С другой стороны, категория «низших и презренных», безусловно, обладала достаточной расплывчатостью, чтобы тя- жущиеся и их адвокаты могли утверждать, что бедный свободный человек дол- жен быть включен в неё. Законодательные попытки, такие как четвёртый титул «Новелл Маркиана», контролировать браки и наследование высокопоставленных членов римского об- щества, отнюдь не были уникальными для поздней империи. В специфическом контексте супружеского богатства (или его отсутствия) юристы задолго до эпохи Константина утверждали, что союзы не должны допускаться экономически не- равные союзы. Более того, в тех случаях, когда один из супругов был беднее дру- гого, римское гражданское право запрещало любую (значительную) передачу имущества между ними [4, р. 106]. Император Каракалла, по-видимому, считал, что супружеские подарки запрещены, потому что чувства должны исходить от сердца, а не от состояния супруга; скорее, более прагматично, продолжает Кара- калла, брачные соглашения не должны выглядеть так, как будто они были заклю- чены ради денег (D. 24.1.3). Согласно юристу Павлу, законный запрет на подарки между мужем и женой «не должен быть применяем строго, и не так, как если бы речь шла о взаимоот- ношениях враждебных лиц, но (право должно быть применяемо) сообразно с вза- имоотношениями лиц, связанных великой любовью и боящихся лишь бедности (inopia)» (D. 24.1.28.2). Наконец, Ульпиан советовал, что, если женщина выходит замуж за человека, который впоследствии стаk неплатежеспособным, она должна начать судебный процесс о возврате своего приданого, как только станет очевидно, что ресурсы её мужа истощаются (D. 24.3.24). Обязанность жены из- бавиться от мужа на основании неминуемой неплатежеспособности была также поддержана императором Юстинианом в 528 г. (CJ 5.12.29). Банкротство и свя- занная с ним социальная стигматизация рассматривались как постоянная угроза бракам среди патрициев. Однако настойчивое утверждение императора Маркиана о том, что природ- ные добродетели могут существовать наряду с бедностью, и его постановление 454 г. о том, что не должно быть никакой разницы между бедными и богатыми свободнорожденными женщинами, безусловно, кажутся радикальными социаль- ными заявлениями. Идея «свободной от вины» бедности далека, например, от замечания Ульпиана о том, что «нищета не является оправданием для женщины, ведущей постыдную жизнь» (D. 23.2.43.5). Таким образом, может возникнуть ис- кушение трактовать закон Маркиана 454 г. как часть медленного, но неизбеж- ного проникновения христианской морали в римское право; христианская док- трина, которая призывала к нивелированию традиционных различий, основан- ных на богатстве и его отсутствии [8, р. 168]. Но принял ли Маркиан евангель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=