Тульская историческая весна - 2021

149 женились на свой страх и риск. В этот список входили рабыни, вольноотпущен- ницы, актрисы и их дочери, а также простые ремесленницы и дочери сутенёров и гладиаторов. Однако среди этого стандартного перечня социально стигматизи- рованных женщин также включили довольно двусмысленную категорию «низ- ших и униженных» (humilis vel abiecta). Путаница в толковании, которую импе- ратор Маркиан должен был прояснить, возникла именно в связи с этой фразой. В «Новеллах Маркиана» была предпринята попытка выяснить, какой именно тип «низших и униженных» лиц должна охватывать категория Констан- тина на практике. Можно ли рассматривать это выражение как синоним слова «бедные»? Некоторые тяжущиеся в V в., несомненно, думали так: «В судах воз- никают большие сомнения в отношении брака, относительно того, следует ли применять эту фразу также к свободнорождённым женщинам, которые бедны, и, следовательно, закон запрещает им вступать в брак с сенаторами» (Nov. Marc. 4.1). Чтобы разрешить эту двусмысленность, Маркиан искал первоначальное со- держание закона Константина. Он решил, что император, который так добросо- вестно судил о морали, никогда не мог иметь в виду столь явно несправедливый смысл: «Не было зла с тех времён, когда бы бедность считалась позором для лю- бого человека, когда стесненные состояния были свидетельством самоограниче- ния. Ибо кто мог предположить, что Константин, когда он запретил осквернять брачные ложа сенаторов мерзостью осквернённых женщин, предпочёл дары судьбы природным добродетелям; что он считал статус свободного рождения низшим по сравнению с богатством, потому что богатство может быть нажито различными обстоятельствами, но статус свободного рождения не может быть отнят» (Nov. Marc. 4.1). Начало IV в. Маркиан называл просвещённым временем, когда бедность уже не считалась позором. В ту золотую константиновскую эпоху состоятель- ность и богатство понимались как мимолетные дары судьбы, а не как признаки естественной добродетели. Определив таким образом новый дух, стоящий за за- конодательством Константина, Маркиан дал новое окончательное юридическое толкование словосочетанию «humilis abjectaque persona»: «Поэтому Мы устра- няем все сомнения, которые были внушены некоторым лицам, и все те правила, которые были санкционированы в отношении браков сенаторов указом Констан- тина, останутся и будут существовать. Мы не судим о том, что женщина должна быть понята как «низшая и униженная», если она, хотя и бедная, тем не менее родилась от свободнорожденных родителей. Но Мы устанавливаем, что сенато- рам и всем лицам, наделённым высоким статусом перфектиссимата, разрешается вступать в брак с дочерьми свободнорожденных лиц, даже если они бедны, и не должно быть никакой разницы между такими свободнорожденными женщинами и женщинами, обладающими богатством и состоянием (Nov. Marc. 4.2) Отныне выражение «humilis vel abiecta» следует толковать просто как кате- горию, под которую теперь можно было бы сгруппировать все другие типы «бес- честных» женщин, упомянутых в законе Константина 336 г. Третий титул «Но- вел Маркиана» заключает: «Мы без всякого сомнения полагаем, что это имел

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=