Тульская историческая весна - 2021

148 «бедных» как подмножество римского гражданского общества. Новелла Маркиана, изданная в ответ на запрос префекта претория, решает первую проблему, но об- ходит вторую, более фундаментальную. Профессор Кембриджа Питер Гарнси предупреждал современных историков о трудностях и сложностях, связанных с любыми попытками сформулировать точную таксономию римской бедноты или даже самой бедности [6, p. 155]. Ответ императора способствует разрешению современных интерпретационных трудностей: позднеримские законодатели, судьи и тяжущиеся испытывали проблемы определения, по крайней мере, равные нашим собственным, пытаясь сгруппировать и классифицировать свою бедноту. На самом деле римские юристы, как известно, не интересовались определе- нием класса или категории «бедных» в соответствии с юридическими или эко- номическими критериями. Исследователь древнеримского права Дэвид Добе от- мечал, что «неимущие, подавляющее большинство граждан особо не затрагива- лись составителями законов» [5, р. 72]. Классическая юриспруденция, таким об- разом, имеет тенденцию рассматривать бедного человека случайно; каноники интересовались, например, не действительно обездоленными, а теми, кто был от- носительно беден, включая, и, возможно, особенно, ранее богатых или сравни- тельно обеспеченных граждан (idoneus), которые стали беднее. В имперском за- конодательстве начала IV – середины VI вв. ссылки на бедность и «бедных» как таковых встречаются относительно часто. Кодекс Феодосия, по крайней мере, при первом чтении, кажется, поддержи- вает идею о том, что юридические отношения к бедности и «бедным» претерпели радикальный сдвиг в поздней империи. Более того, Маркиан указывает на цар- ствование императора Константина как на катализатор. Участники тяжбы сере- дины V в., выступавшие перед префектом претория Палладием, очевидно, оспа- ривали противоположные толкования двусмысленной конституции, изданной 118 лет назад. Сам Палладий не знал, как поступить, и поэтому обратился к им- ператору Маркиану за окончательным решением (Nov. Marc. 4.1). Рассматрива- емый указ Константина, первоначально опубликованный в Карфагене в 336 г., был включен в Кодекс Феодосия 438 г. в книге IV под названием «Законные дети и их матери»; он фактически запрещал брачные союзы между мужчинами с вы- соким статусом и женщинами с низким статусом (или вообще без статуса) [7, р. 283]. Сенаторы, перфектиссимы и высокопоставленные местные магистраты должны были стать чужаками в глазах римского права, потерять защиту, кото- рую римское гражданство гарантировало их элитному статусу, привилегиям и их домашним хозяйствам, если они попытаются передать какое-либо имущество или наследство детям, не рожденным от союза, соответствующего их рангу и достоинству [1, c. 41]. Поддержание целостности и статуса высших социальных групп: регламен- тация распоряжения собственностью, пожертвований, женитьбы и передачи наследства долгое время было движущей силой римского гражданского права. В соответствии с этой традиционной заботой указ Константина 336 г. перечислил соответствующие женские типы, на которых мужчины с высоким статусом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=