Тульская историческая весна - 2021

143 Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб.: А. С. Суворин, 1886–1887. Т. 2. С. 536, 546). Стоит отметить, что в своем творчестве классик уделял много внимания образу женщины. В итоге сформировался полноценный прототип героини под говорящим названием «тургеневская барышня»: Ася из повести «Ася», Наталья Ласунская из романа «Рудин», Елизавета Калитина из романа «Дворян- ское гнездо» и т. д. Такие особы обладали следующими чертами: душевность, жертвенность, чистота, образованность, скромность, но в тоже время стойкой силой духа. Зачастую они большую часть жизни проводят вдали от городской суеты и, следовательно, низменных соблазнов, могут быть не столь хороши собой по внешнему виду, но одновременно обладать своеобразным шармом и грацией. Можно назвать их «идеалами внутренней красоты и непорочности». Но существовали ли «тургеневские барышни» в реальной жизни? Первое имя, которое приходит в голову Любовь Яковлевна Стечкина провинциальная писа- тельница, по мнению И. С. Тургенева, обладающая огромным литературным потенциалом. Любовь Яковлевна родилась 6 июня 1851 года в с. Плутнево Алексинского уезда Тульской губернии. Жила в деревне и совсем не контактировала с город- ской журналистикой, однако еще с детства «имела склонность к изящной словес- ности». В 1874 она отправила свою повесть «Первая гроза» в журнал «Отече- ственные записки». Однако после многократных писем Стечкиной рукопись вер- нулась с извещением о непригодности для печати. После того, как писательница поняла, что оберточную бумагу даже не вскрывали, девушка направилась в мос- ковский журнал «Русский вестник». Редактор М. Н. Катков, прочитав повесть, отметил зачатки литературного дарования и отправил на печать в июльском но- мере 1875 года. Увидев изменения и сокращения в своей работе, Любовь Яко- влевна обрушила гневные обвинения о «нарушении права литературной соб- ственности» в разные газеты и сборники. Тогда она получила резкое осуждение в виде статьи «Литературный курьез» сентябрьского выпуска того же журнала, в которой подробно были описаны все недостатки «неопытного автора». (Стеч- кин Н. Я. Из воспоминаний об И. С. Тургеневе (с приложениями семи его неиз- данных писем). СПб.: Типо-литография В. В. Комарова, 1903. С. 4–5). К началу 1878 года Стечкина закончила свою вторую работу под названием «Кривые деревья», но страх повторения неприятной истории побудил ее обра- титься за помощью к более опытному литератору. Так она решила написать не- знакомому ей лично Ивану Сергеевичу Тургеневу, к мнению которого часто при- слушивались начинающие авторы. Писатель заметил ее «несомненный, оригинальный, живой и даже поэтиче- ский талант» и «критическое чутье». В то же время настоятельно попросил сде- лать значительные изменения, которые улучшат «изуродованное» творение. (Письма И. С. Тургенева к Л. Н. и Л. Я. Стечкиным / Сост. М. Г. Попруженко. Одесса: Издание гр. М. М. Толстого, 1903. С. 3). Критика Ивана Сергеевича со- четала в себе как порицание, так и одобрение. Стоит отметить, что похвалу из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=