Тульская историческая весна - 2021

136 полноценное учебное пособие. Первая часть представляет собой само последо- вательное изучение алфавита звуковым методом, а вторая часть разбита на тема- тические группы, такие как естественные и искусственные вещи, птицы, рыбы и т. п. Оканчиваются эти блоки знанием государственных праздников и строевой подготовкой. Каждый из них состоит из терминов темы, загадок, разных логиче- ских задач. Отчасти азбука лежит внахлест по передаваемым знаниям с другими предметами изучения, такими как арифметика и религия. Примером подобного пересечения интересов является чисто математическая задача как размес- тить 32 солдата в четырехугольной крепости так чтоб на каждой стене стояло по 10 солдат (там же, с. 20). Более того данная задач могла дать солдат минималь- ные азы тактических приемов В то же время учебник по арифметике является узкоспециализированным и подразумевает лишь решение задач (Арифметика для солдат по программе, приложенной к Приказу по Военному ведомству. 1875. № 52: Целые числа, име- нов. числа, понятия о дробях: В тексте помещено 200 задач / Сост. К. К. Абаза. СПб.: В. А. Березовский, 1884). Он поделен на три основных блока: целые числа, именные числа (то есть задачи на меры длинны, веса и другие), и дробные числа. Одним из общих подразделов все равно являются практические экономические (хозяйственные задачи). Стоит отметить что, по словам разных офицеров-педа- гогов, арифметика вместе с Законом Божьим получалась у солдат лучше всего и во время начальной стадии развития военного образования (подобный пример приводит например С.В.-Ч-1Й в своей работе, рассказывая о том случае как бла- годарные ученики попросили после учебы продолжить их обучать арифметике и объяснить дроби). Видимо, в отличие от малозаметных преимуществ умения читать и писать, умение счета в солдатской среде ценилось достаточно высоко именно из-за его хозяйственной направленности. В отличие от старых программ подготовки Абаза включает в свой учебник именнованые и дробные числа, ко- торые раньше не рассматривались в основной подготовке и считались уже углуб- ленным изучением программы. Хотя, конечно, вполне вероятно, что во вновь от- крывшихся ротных школах по данным учебникам не учили, а использовались они, только начиная с полковых школ. Таким образом, к середине 1880-х годов военное министерство получило весь основной комплект образовательной литературы, которая была специально подготовлена под возрастной и сословный (в первую очередь изначально кре- стьянский, с всеобщей воинской повинностью ситуация немного изменилась) контингент. Основными ее задачами было, передать информацию об основных сложностях и служебных обязанностях солдата (часто в неформальной форме, то есть на примере малых побасенок или притч) и сформировать навык возмож- ного самообразования. Также важной задачей учебной литературы был процесс социализации пополнения, в частях проходящий через изучение ратных подви- гов и небольшого противопоставления солдат другим сословиям, продолжаю- щим традицию раннеимперской системы подготовки нижних чинов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=