Тульская историческая весна - 2021

135 Данная книга для чтения важна еще именно появлением в военном образо- вании Константина Константиновича Абазы. Столпянский оказался под впечат- лением от своего соавтора, что не преминул отметить в предисловии. Возможно, именно это сыграло большую роль в дальнейшем. Впоследствии Абаза напишет целый цикл учебных пособий для Русской императорской армии. Вероятно, это было что-то вроде государственного заказа, который был ему предоставлен в связи с качественной проработанностью данного наставления. Сразу же за наставлением в 1873 году выходит «Руководство по обучению в начальных военных школах» К. К. Абазы и М. Силакова (Руководство по обу- чению в начальных военных школах / Сост. К. Абаза и М. Силаков. СПб.: Н. Фену и К°, 1873). Оно логически продолжает и обобщает предшествующие работы. Само руководство подчеркивает, что требуется научить солдата думать, понимать и считать, причем сделать это требуется теперь в краткий срок обуче- ния, на который старая система воинской подготовки была не рассчитана. Про- граммой было предусмотрено все то же письмо, чтение, арифметика и молитвы, но изучение других наук не только не отвергалось, но считалось важной задачей в подготовке бойцов, просто утверждалось, что эти задачи могут отнять время у основной: «Нельзя не оговорить, что мы не исключаем элементарных сведений по географии, естественной истории и проч. из круга знаний, необходимых для каждого: они составляют необходимый и весьма благодарный материал в хоро- шей книге для классного чтения, но дело в том, что они как бы играют второсте- пенную роль в виду главной задачи – научить учеников посредством чтения-же добывать себе знания» (там же, с. 3). Система, заложенная в руководстве, уже основана на дидактических принципах и подразумевают во многом постоянную вопросно-ответную работу на уроках. Также Абаза подчеркивает важность вве- дения звукового метода в широкий оборот для упрощения системы обучения и выучивания алфавита. По его утверждению именно в букво-сочетательной си- стеме лежит корень механического прочтения слов и предложений без всякого понимания смысла текста. В 1880 г. Абаза выпускает свою «Книгу для чтения» (Книга для чтения в военных школах и казармах, в школах воскресных и вечерних классах для взрослых / Сост. К. К. Абаза. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1880), которая во многом продолжает традицию предыдущих изданий разбивания информации на содержательные блоки. Большинство из этих блоков также переходят из преды- дущей книги для чтения, хотя и лишаются группового названия. Большинство статей представляют собой простые короткие рассказы из солдатской жизни. Но некоторые являются отрывками серьезных произведений таких как «Капи- танская дочка» или «Тарас Бульба». Данное издание впоследствии много раз пе- реиздавалось в Российской империи. И уже к 1883 г. выходит первое издание азбуки (для изучения использова- лось лишь четвертое издание данной азбуки вышедшее в 1888 г.) (Азбука для начальных военных школ и для обучения взрослых вообще / Сост. К. К. Абаза. СПб.: Изд. Березовский, 1888), которая на самом деле представляет собой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=