Тульская историческая весна - 2021

134 добавлена педагогическая подготовка, как и в некоторых унтер-офицерских школах. Учебная литература в данный период также начинает разрабатываться и одной из первых подобных работ становятся буквари издательства «Досуг и дело» (Букварь солдатский / [Ред.-изд. Погоский]. СПб.: Досуг и дело, 1867). Их содержание было в первую очередь направлено на знание религиозных текстов, истории ратных подвигов русской армии и знаний и умений солдат, не- обходимых для службы. Основной проблемой данных букварей была еще при- сутствующая буквенно-звуковая коллизия: это была распространенная проб- лема в обучении чтению и грамоте, ибо люди не могли понять, почему буква «Аз» в слове звучит как «А», и это значительно затрудняло обучение. Данная проблема получила решение с разработкой звукового метода реализованного в новом букваре Константинова (Букварь народный и солдатский / Сост. Конс- тантинов. СПб.: Изд-во «Досуг и дело», 1874.). Здесь произошел революционный переход к произношению букв. Название буквы откидывается, и она изначально запоминается ее звуком в слове. Такая практика значительно упрощала обучение чтению. В остальном данный букварь во многом похож на предыдущие буквари по своей структуре: обучение буквам, тексты, связанные с религиозной темой и военными делами и загадки для развития логического мышления. Во многом подобная ситуация будет наблюдаться и в дальнейшей учебной литературе. Важной вехой в развитии военно-учебной литературы была разработанная в 1871 году Н. П. Столпянским с К. К. Абазой «Книга для начального чтения в войсках» (Книга для начального чтения в войсках / Сост. Н. П. Столпянский и К. К. Абаза. – СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1871). Она была поделена на 9 рубрик, разбросанных по тексту в беспорядке: побасенки, упраж- нения, жизнь великих полководцев, воинские умения и др. Данная разбросан- ность сделана намеренно, чтобы в течение всего курса солдат рассматривал все рубрики, а их содержание ему не приедалось. Но тем не менее любая тематика так или иначе приводилась к вопросу военной службы прямо или косвенно. При- мером может послужить побасенка про мужиков и ружье. Ребята решили выстре- лить из ружья, пересыпали лишку пороха, что привело к разрыву винтовки. Та- ким образом, учебный текст содержал напоминание нерадивому солдату об ак- куратности и точности в засыпании пороха (там же, с. 1). В упражнениях для списывания большинство тем связано с военной средой, а именно: воинские зва- ния, снаряжение солдата и даже высшее военное управление. В данной работе продолжается одна из изначальных тенденций русской императорской армии на выделение ее в отдельную касту и противопоставление другим сословиям. В сказках и побасенках с участием армии солдат выступает как положительный герой, обводящий вокруг пальца других людей благодаря своей находчивости (примером подобного является общеизвестная сказка о каше из топора представ- ленная здесь как каша из тесака) (там же, с. 22). Учитывая давность таких тен- денций, которые следует еще с XVIII века и наблюдаемые во многих полковых уставах, скорей всего данная установка намеренна и является лишь продолже- нием традиции [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=