Тульская историческая весна - 2021

133 (в первую очередь Германии) [1, с. 85–87], грамотный солдат куда лучше, легче и быстрее поддавался обучению. Более того, начальное образование крайне тре- бовалось в специализированных частях, таких как артиллерийские подразделе- ния и саперные батальоны. Учтя все это, военное ведомство уже с 1857 г. запустило целую сеть различ- ных образовательных учреждений внутри воинских подразделений [2, с. 166]. Основными единицами в ней были ротные школы для широкого развития гра- мотности и начального образования среди нижних чинов вообще, а также полко- вые школы для подготовки унтер-офицерского состава. Судя по имеющимся у нас сведениям, в ротных школах солдат обучали ал- фавиту, чтению, письму под диктовку, первым четырем арифметическим дейст- виям и Закону божьему (С.В.-Ч-1Й Грамотность в войсках // Военный сборник. 1860. – Т. 15. – № 10. Отд. неоф. – С. 303–332). Разумеется, данные школы какой- либо отработанной методической базы (не было никакой системы обучения, предназначенной именно для солдат) и структуры не имели и, по сути, были за- тянувшимся экспериментом Российской империи. В ходе данного опыта были выявлены следующие проблемы: неподготовленность кадров (даже офицеры чаще всего не могли передать нужные знания, а учителями порой назначались даже просто грамотные солдаты), отсутствие методов обучения алфавиту и чте- нию (возникли почти сразу две системы – синтетическая и аналитическая, но они также требовали умеющих в них работать педагогических кадров, особенно вто- рая) и полное отсутствие необходимой учебной литературы. Конечно, учебники выпускались в Российской империи, но их объемы были несравнимы с потребностями военного министерства, и, что куда более важно, данная учебная литература не была приспособлена для взрослой аудитории. Они были рассчитаны на детей и потому вряд ли могли быть подспорьем в обучении солдат. Известны случаи, когда закупались для учебы и не учебного чтения лю- бые книги, попадавшиеся в книжных лавках, что делало эти траты бесполез- ными, а порой и вредными. И хоть ситуацию пытались переломить каталогами в «Чтении для солдат», серьезных изменений не было. Все вышеперечисленные проблемы не могли не сказаться на образователь- ной деятельности и привели к временному упадку ротных школ как вида к 1868 году, что заметно даже по «Инструкции для специального образования в войсках строевых и нестроевых нижних чинов»( Приказ военного министра от 1867 года № 262 «Инструкция для специального образования в войсках строевых и нестроевых нижних чинов» 24 с. ГПИБ Приказы военного министра. СПб., 1840–1867 гг.), где данный вид школ даже не упоминается. О развале ротных школ писал и видный военный историк П. А. Бобровский [3, с. 295] Учитывая, что именно этим организациям государством была поручена задача общего об- разования всех нижних чинов, первый опыт можно считать относительно не- удачным. Хотя, конечно, стоит отметить, что за данный период предположи- тельно удалось обучить около 160–180 тысяч человек [3, с. 283]. В высшем руководстве Русской императорской армии явно сумели сделать выводы из сложившейся ситуации. В юнкерских и кадетских корпусах была

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=