Тульская историческая весна - 2021

132 УДК 93/94 СОЛДАТСКИЕ БУКВАРИ И УЧЕБНИКИ 1860-80-х гг. ИХ ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ Т. А. Володина, Н. О. Ланкин nik-lankin@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В данной статье рассматривается специализированная литера- тура, выпущенная под эгидой Военного министерства для развития грамотности и первичных знаний среди нижних чинов русской армии. Представленная учебная ли- тература появляется лишь на поздней стадии внутренних образовательных ре- форм военного ведомства, но ее содержание и функции могут быть полезными, во- первых, для изучения солдатской ментальности и, во-вторых, для понимания целей и задач преследуемых военным ведомством в попытке возложить на армию функ- ции школы. Ключевые слова: военная реформа, Д. А. Милютин, полковые и ротные шко- лы, К. К. Абаза, азбуки. UDC 93/94 SOLDIERS ' PRIMERS AND TEXTBOOKS OF THE 1860S AND 1870S. THEIR GOALS, FUNCTIONS, AND CONTENT T. A. Volodina, N. O. Lankin nik-lankin@mail.ru Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Abstract. This article examines the specialized literature published under the auspices of the Ministry of War for the development of literacy and primary knowledge among the lower ranks of the Russian Imperial Army. The presented educational literature appears only at a late stage of educational reforms, but its content and functions can be useful firstly for studying the soldier's mentality and secondly for understanding the goals and objectives pursued by the military department in the above-mentioned reform. Keywords: military reform, D. A. Milyutin, regimental and company schools, K. K. Abaza, ABCs. После Крымской войны военное министерство крайне озаботилось грамот- ностью и начальным образованием (в объеме минимальных знаний об истории, языке и математике) рядового состава Русской императорской армии. Связано это было с утилитарными причинами. Как показал опыт иноземных государств

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=